Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ВЕРЖДЕНА
ректор,МАОУ «Школа № 9»
М.В. Иванова
каз №126/2-ОД от 03.09.2024
РАССМОТРЕНА
Педагогическим советом
МАОУ «Школа № 9»
Протокол №1 от 30.08.2024
Программа
по профилактике детского травматизма
в МАОУ «Школа № 9»
на период с 2024 по 2027 годы
г. Ирбит
П О Я С Н И Т Е Л ЬН А Я ЗА П И С К А
Программа по профилактике детского травматизма (далее - Программа) в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Городского округа «город
Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 9» (далее -М А О У
«Школа № 9») разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ РФ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральным
законом
«О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ.
4. «Трудовым кодексом Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от
25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
5. Указом Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной
безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2017 г. № 602 «Об
утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во
время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность».
8. Приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 24.01.2024 № 79-Д «О мерах, направленных на обеспечение комплексной
безопасности и охраны труда государственных образовательных организаций
Свердловской области, подведомственных Министерству образования и молодёжной
политики Свердловской области, и муниципальных образовательных организаций,
расположенных на территории Свердловской области, на 2024 год».
Разработка и реализация Программы направлена на повышение эффективности
деятельности
образовательной
организации по
формированию
у участников
образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой,
учебной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями законодательных и
иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного
учреждения.
Высокий уровень травматизма среди детей, приводящий к их смертности и
инвалидизации в современных условиях относится к основным угрозам безопасности
детей. К наиболее распространённым причинам смертности и травматизма детей, согласно
Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030
года (утв. Указом Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358), относятся случаи дорожнотранспортного травматизма, отравления, неосторожное обращение с огнём, чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера, заболевания, некачественные товары
современного рынка, недоброкачественные игрушки и товары для детей, некачественные
услуги, а также посягательство на безопасность детей в информационном пространстве.
Учитывая требования федеральных законов об охране труда и технике безопасности,
особое место в деятельности по профилактике детского травматизма отводится изучению
правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении
и во внеурочное время, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований
норм охраны труда.
Цель Программы - создание комплексной системы работы по профилактике
детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности
жизнедеятельности.
Задачи Программы:
- воспитание ответственного отношения к безопасности жизнедеятельности всех
участников образовательного процесса;
2
-
формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в
образовательной организации;
- разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью
по профилактике детского травматизма.
Участники Программы: коллектив детей в возрасте от 6,5 до 18 лет, педагогов и
родителей (законных представителей), участвующих в организации и проведении
мероприятий, направленных на профилактику травматизма у обучающихся, а также
классные руководители, педагогические работники, педагог-психолог, преподавательорганизатор ОБЗР, социальный педагог, медицинский работник, заведующий хозяйством,
специалист по охране труда, Совет родителей школы.
Деятельность образовательной организации по профилактике детского травматизма
регламентируется следующими локальными нормативно-правовыми актами:
1. Устав МАОУ «Школа № 9»
2. Программа развития МАОУ «Школа № 9» на 2024 -2027 годы
3. Программа воспитания МАОУ «Школа № 9»
При реализации Программы используются следующие формы деятельности:
- инструктирование по технике безопасности обучающихся;
- инструктирование по охране труда сотрудников;
- организация и проведение классных часов, бесед, проведение семинаров;
- организация встреч с работниками ГИБДД;
- участие в творческих конкурсах по профилактике несчастных случаев и детского
травматизма с применением современных технологий;
- просмотр видеофильмов по тематике: «несчастные случаи и травматизм»;
- проведение совместных мероприятий с МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях;
- проведение
мероприятий
административно-хозяйственного
направления
по
благоустройству территории;
- создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;
- организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в
быту;
- создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих
детей;
- совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения.
Ожидаемый результат реализации Программы: повышение культуры
безопасности жизнедеятельности обучающихся, недопущение случаев детского
травматизма в образовательной организации, реализация заявленных в Программе
мероприятий.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Управление деятельностью по профилактике детского травматизма
и предупреждению случаев детского травматизма
№
п/п
1
2
Наименование мероприятия
Сроки
исполнения
до 05 сентября
Подготовка приказа о назначении
ответственного
за
организацию
работы по профилактике детского
травматизма
Проведение ревизии технического
состояния спортивного оборудования
в спортивных залах и на площадках
образовательной
организации,
благоустройство
территорий
и
спортивных площадок, ограждение
до 15 августа и
по мере
необходимости
3
Ответственный
Иванова М.В., директор
Белькова М.А.,
заведующий хозяйством
Дубских Л.А., заместитель
директора по УВР
Сучкова С.В., заместитель
директора по ВР
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
участков МАОУ «Школа №9»
Разработка
и
корректировка
программы по профилактике детского
травматизма
в
образовательной
организации
Разработка
и
корректировка
локальных
нормативных
актов,
регламентирующих
профилактику
травматизма
в
образовательной
организации
Анализ состояния травматизма детей
и
подростков
во
время
образовательного
процесса,
своевременное принятие мер по
устранению причин и условий,
предоставляющих
опасность
для
жизни и здоровья
Осуществление
контроля
за
организацией
и
проведением
мероприятий в рамках внеурочной
деятельности,
направленных
на
профилактику травматизма и случаев
гибели несовершеннолетних, в том
числе с учётом сезонной специфики
Осуществление
контроля
за
своевременным расследованием и
учетом
несчастных
случаев
с
обучающимися в образовательной
организации,
выполнением
мероприятий по устранению причин,
вызвавших несчастный случай
Контроль состояния территории:
за целостностью ограждения, за
очисткой территории школы от
мусора и снега
Контроль проведения инструктажа по
технике безопасности обучающихся
педагогами
начальных
классов,
физики, химии, биологии, труда
(технологии), ОБЗР, физкультуры,
информатики
Контроль соответствия организации
питания и двигательной активности
обучающихся
гигиеническим
требованиям
Гигиеническое обучение педагогов и
обучающихся по предупреждению
травматизма
Представление
в
Управление
образованием
статистической
отчётности
по
травматизму
в
образовательном процессе за текущий
календарный год
Представление в Министерство
образования статистической
отчётности по травматизму в
4
В течение года
Иванова М.В., директор
Сучкова С.В., заместитель
директора по ВР
по
мере
необходимости
Иванова М.В., директор
Сучкова С.В., заместитель
директора по ВР
июнь, декабрь
Иванова М.В., директор
Сучкова С.В., заместитель
директора по ВР
февраль, май
Дубских Л.А., заместитель
директора по УВР
Сучкова С.В., заместитель
директора по ВР
в течение года
Иванова М.В., директор
Дубских Л.А., заместитель
директора по УВР
Сучкова С.В., заместитель
директора по ВР
постоянно
ежедневный акт
Белькова
М.А.,
заведующий хозяйством
один
раз
четверть
Дубских Л.А., заместитель
директора по УВР
Сучкова С.В., заместитель
директора по ВР
в
в течение года
Бракеражная комиссия
Медицинский работник
в течение года
Медицинский работник
до 20 декабря
текущего года
Иванова М.В., директор
Бунькова
Н.А.,
специалист по охране
труда
до 20 января
Иванова М.В., директор
14
образовательном процессе за год
Ремонт спортивных сооружений
2025 год
15
Ремонт ограждения по периметру
школы.
2025 год
16
Ремонт входной группы (крыльцо со
стороны ул. Мальгина)
2025 год
Иванова М.В., директор
Белькова М.А.,
заведующий хозяйством
Иванова М.В., директор
Белькова М.А.,
заведующий хозяйством
Иванова М.В., директор
Белькова М.А.,
заведующий хозяйством
Профилактика детского травматизма
№
п/п
1
2
1
2
3
4
5
5
Наименование мероприятия
Сроки исполнения
Ответственный
1. Бытовой травматизм
1.1. Работа с сотрудниками образовательной организации
Иванова М.В,
Совещание «Бытовой травматизм - его август
директор
причины и профилактика»
Методические рекомендации по
Сучкова С.В.,
октябрь, март,
безопасному поведению детей на
заместитель
апрель, май
директора по ВР
водных объектах
Шмелева А.С,
преподавательорганизатор ОБЗР
1.2. Работа с обучающимися
Курс внеурочной деятельности
1 раз в две недели
Учитель КБЖ
«Культура безопасности
жизнедеятельности»
Классные часу, беседы, линейки, сентябрь
Сучкова С.В.,
просмотры
фильмов
в
рамках декабрь
заместитель
месячника пожарной безопасности, апрель
директора по ВР
декады пожарной безопасности
Шмелева А.С,
преподавательорганизатор ОБЗР
Бушмакина Ю.С.,
руководитель отряда
ДЮП
Встреча с сотрудниками
сентябрь
Сучкова С.В.,
энергокомпании «Уроки
заместитель
электробезопасности»
директора по ВР
Классные часы, беседа, рисунки,
октябрь
Классные
презентации «Опасности в быту»,
руководители
март
«Лекарства не всегда могут быть
Учитель КБЖ,
полезными», «Компьютер друг или
Преподавательвраг?»
организатор ОБЗР
Классные часы, беседа, рисунки,
октябрь,
декабрь Классные
презентации
март, май
руководители
«На детской площадке во дворе»
Учитель КБЖ,
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР
декабрь
Классные
Классные часы, беседа, рисунки,
май
руководители
презентации «Электроприборы дома»
Учитель КБЖ,
Преподаватель5
6
7
май, июнь
Классные часы, беседы, рисунки,
презентации: «Безопасные каникулы»
«Осторожно- солнце»
«Опасные насекомые!
«Ядовитые растения!»
Экскурсии в пожарную часть ПЧ- 60
сентябрь
апрель
июнь
ноябрь
организатор ОБЗР
Классные
руководители
Начальник
лагеря
(ЛДПД, ЛТО)
Классные
руководители
Руководитель отряда
ДЮП
Шайдурова
И.А.,
педагог
допобразования
Классные
руководители
8
Профориентационные встречи с
сотрудниками ПЧ-60
9
Классные часы, беседа, рисунки,
в течение года
презентации: «Опасности в быту»,
«Лекарства не всегда могут быть
полезными», «Компьютер друг или
враг?»
1.3. Работа с родителями (законными представителями)
Классные
Выявление неблагополучных семей, постоянно
руководители,
находящихся в социально опасном
Кравцова Е.Н.,
положении (СОП)
Лисицына Н.А.,
социальные педагоги
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Классные
Посещение семей учащихся группы По необходимости
руководители,
риска и состоящих на различных видах
Кравцова Е.Н.,
учета (ТКДДиЗП, ПДН, ВШУ, СОП)
Лисицына Н.А.,
по месту проживания
социальные педагоги
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Общешкольные родительские и
сентябрь
Иванова М.В,
классные собрания с включением
директор
март
вопросов безопасности «Детский
Сучкова С.В.,
заместитель
бьгговой травматизм - его причины и
директора по ВР
профилактика». Встречи с
сотрудниками ГИБДД, полиции,
пожарной части, здравоохранения
Рекомендуемые вопросы в повестке
Классные собрания Классные
руководители
1 раз в четверть
родительских собраний в классах:
1. Где гуляет ваш ребенок?.
Предупредите ребенка об опасности
во дворе, Ребенок на качелях, в
лифте, на игровой площадке.
2. Обеспечение пожарной
безопасности в доме (квартире).
Печное отопление. Обеспечение
безопасности. Новый год без
пожаров. Неисправные бытовые
приборы - частая причина пожаров.
Неисправная электропроводка дома
- причина пожаров.
1
2
3
6
4
5
6
1
2
Первичные средства
пожаротушения.
3. Обучение детей правилам
эвакуации из дома (квартиры).
4. Правила безопасности в торговых
центрах. Обучение ребенка
правилам эвакуации.
5. Семейные пикники по правилам
пожарной безопасности. Лесные
прогулки без пожаров.
6. О недопущении детей в ветхие
здания, сооружения с целью
профилактики пожаров и гибели.
Работа с родителями детей группы
риска, состоящими на профучетах, в
СОП. Рекомендуемые темы
индивидуальных бесед для
проведения бесед с родителями на
тему пожарной безопасности:
1. Пример родителей - лучшая форма
воспитания.
2. Безопасность в лесу.
3. Типичные случаи пожаров в
жилых зданиях.
4. Что должен знать ребенок,
который остается дома один.
Размещение информации по
профилактике травматизма на
официальном сайте школы и
официальной странице школы
«ВКонтакте»
Ознакомление родителей под подпись
с постановлением главы «Об
установлении на территории
Городского округа «город Ирбит»
Свердловской области мер по
недопущению нахождения детей в
местах, нахождение в которых может
причинить вред здоровью детей, их
физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и
нравственному развитию, в том числе
в ночное время в общественных
местах без сопровождения родителей
(лиц, их заменяющих) а также лиц,
осуществляющих мероприятия с
участием детей»
постоянно
Классные
руководители
постоянно
Шайдурова И.А.,
ответственный за сайт
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Классные
руководители
ежегодно
2. Травматизм в образовательной организации
2.1. Работа с сотрудниками образовательной организации
Целевой инструктаж с работниками
Бунькова Н.А.,
до 30 августа
образовательного учреждения на
специалист по охране
рабочем месте на начало учебного
труда
года
Изучение нормативно - правовой
Иванова М.В.,
в течении года при
базы по вопросам безопасных
директор
проведении
условий труда и предупреждению
7
3
детского травматизма с
педагогическим составом.
Методические рекомендации по
алгоритму действий при несчастном
случае с обучающимся в
образовательной организации
Обучение вновь принимаемых
работников на работу. Безопасным
условиям труда и предупреждению
детского травматизма.
педсоветов,
совещаний
По необходимости
при трудоустройстве
Бунькова Н.А.,
специалист по охране
труда
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Дубских Л.А.,
заместитель
директора по УВР
Учителя физической
культуры.
Комиссия по охране
труда
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Дубских Л.А.,
заместитель
директора по УВР
Бунькова Н.А.,
специалист по охране
труда
Белькова М.А.,
заведующий
хозяйством
Учителя предметники
Дубских Л.А.,
заместитель
директора по УВР
Бунькова Н.А.,
специалист по охране
труда
Белькова М.А.,
заведующий
хозяйством
Иванова М.В.,
директор
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
4
Проведение контрольных
мероприятий по проверке
заполнения журналов инструктажей
безопасности с учащимися
По окончанию
учебной четверти
5
Контроль за состоянием спортивного
инвентаря и оборудования в
спортивном зале школы.
В течение года
6
Принятие постоянных мер по
безопасности и охране жизни детей
при проведении массовых
мероприятий.
В течение года
7
Проверка состояния рабочих мест
учащихся, исправность
оборудования, приспособлений и
инструментов.
ежедневно
8
Совещание: «Школьный травматизм.
Его причины и предупреждение.
Ответственность педагога за жизнь и
здоровье каждого ребенка»;
«Обучение учащихся навыкам
здорового образа жизни, требованиям
соблюдения правил поведения в
школе», «Организация деятельности
детей во время каникул»;
«Безопасная территория у школы»;
«Безопасная мебель в школе»
«Анализ случаев школьного
травматизма за прошедший учебный
сентябрь
ноябрь
8
9
10
11
12
13
1
2
3
4
5
6
7
8
год»
Проведение Недели психологии с
целью снижения конфликтных
ситуаций (драк)
Организация дежурства
педагогическими работниками и
обслуживающим персоналом во время
перемен
май, декабрь
ноябрь
март
ежедневно
по необходимости
Внеплановый инструктаж по
предупреждению школьного
травматизма
Контроль
за
качеством
уборки ежедневно
дворником территории от снега и
мусора
Размещение
информации
по постоянно
предупреждению
детского
травматизма на сайте школы, в
официальных аккаунтах социальных
сете
2.2. Работа с обучающимися
Проведение вводных инструктажей по при
проведении
предметам повышенной опасности: первых
уроков
химия, физика, труд (технология), предметов
физическая культура, информатика, повышенной
ОБЗР
опасности
Проведение повторных инструктажей до 12 сентября
безопасности с учащимися на начало
учебного года.
Оформление уголков безопасности в
учебных
классах
предметов
повышенной опасности химия, физика,
труд
(технология),
физическая
культура, информатика, ОБЗР
Инструктажи о правилах безопасного перед уходом на
поведения во время каникул
каникулы
Инструктаж о правилах безопасности
два раза в год
в местах массового скопления людей
(о недопущении осуществления
экстремистской деятельности при
проведении массовых акций)
Выставка рисунков «Безопасная
сентябрь, апрель
школа», «Безопасность жизни»
Классные часы, беседы, рисунки,
презентация, положение «Правила
поведения в школе»; «Безопасное
поведение в столовой» «Дружба
сохраняет здоровье!»
Классные часы,беседы, рисунки,
презентация «Неудачные игры на
переменах»; «Коридорные «войны»;
9
Квашнина А.О.,
педагог-психолог
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Белькова М.А.,
заведующий
хозяйством
Иванова М.В.,
директор
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Белькова М.А.,
заведующий
хозяйством
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
профилактику БДДТ
Учителя-предметники
Классные
руководители
Учителя-предметники
Классные
руководители
Классные
руководители
Куткина К.В., учитель
ИЗО
ноябрь, январь
Классные
руководители
декабрь, февраль
Классные
руководители
9
«Твое безопасное место в школе»
Единые дни профилактики
октябрь, март
10
Участие в соревнованиях «Школа
безопасности»
март-апрель
11
Совместные мероприятия с
представителем ПЧ -60
1) Тренировка проведения эвакуации
при различных сценариях развития
пожара.
2) Экскурсия в пожарную часть
3) Тренировки по пожарно
прикладному спорту.
в течение года
(по договоренности)
12
Встречи с инспектором ОВД ИДН,
профилактика проявления
жестокости в детской и
подростковой среде
13
Общешкольные учебные тренировки:
1. Эвакуация
2. Безопасное лето без пожаров
В течение года
сентябрь, апрель
май
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Дудырев А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Дудырев А.С.,
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
профилактику БДДТ
Классные
руководители
Кравцова Е.Н.,
Лисицына Н.А.,
социальный педагог
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
классные
руководители
Руководитель отряда
дю п
14
1
2
3
Обеспечение занятости учащихся в
каникулярный период в
пришкольном лагере (ЛДПД, ЛТО,
трудовом отряде)
2.3. Работа с родителями
Общешкольные
родительские
и
классные собрания с включением
вопросов безопасности.
Встречи с сотрудниками ГИБДД,
полиции,
пожарной
части,
прокуратуры, суда, здравоохранения
Привлечение родителей в подготовке
мероприятий класса с выходом за
пределы школы, сопровождение
классных коллективов на экскурсиях,
в походах и поездках и обеспечение
безопасности.
Индивидуальные беседы с
родителями детей группы риска
10
март, июнь (август)
Классные
руководители
законными представителями)
сентябрь
Иванова М.В,
март
директор
Классные собрания Сучкова С.В.,
заместитель
1 раз в четверть
директора по ВР
В течение года по
планам
воспитательной
работы
классных
руководителей
Классные
руководители
Сучкова
С.В.,
заместитель
директора по ВР
В течение года
Классные
руководители
Дубских Л.А.,
заместитель
директора по УВР
4
1
2
3
4
1
2
3
Встречи с инспектором ОВД ИДН,
профилактика проявления
жестокости в детской и подростковой
среде
В течение года по
согласованию
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Квашнина А.О.,
педагог-психолог
Кравцова Е.Н.,
социальный педагог
Лисицына Н.А.,
социальный педагог
Кравцова Е.Н.,
социальный педагог
Лисицына Н.А.,
социальный педагог
3. Дорожно-транспортный травматизм
3.1. Работа с сотрудниками образовательной организации
Новгородова Е.С.,
один раз в три года
Организация повышения
заместитель
квалификации педагогическими
директора по МР
работниками, осуществляющими
классное руководство, по программам
профилактики безопасности
дорожного движения
один раз в четверть
Сучкова С.В.,
Анализ статистики дорожнозаместитель
транспортных происшествий с
директора по ВР
участием детей на совещаниях и
Шмелева А.С.,
педсоветах
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
профилактику БДДТ
Шмелева А.С.,
Наличие и наполнение материалами постоянно
преподавательраздела на сайте школы «Дорожная
организатор ОБЗР,
безопасность».
Наличие
паспорта
ответственный за
дорожной
безопасности
школы.
профилактику БДДТ
Размещение паспорта на сайте школы
и фойе 1 этажа.
Калугина А.Н.,
Организация подписки газеты «Добрая ноябрь, декабрь
педагог-библиотекарь
дорога детства»
3.2. Работа с обучающимися
Учителя
начальных
Проведение 5-минутки безопасности ежедневно
классов
перед уходом домой 1-4 классы
Составление безопасных маршрутов до
15
сентября Учителя 1-5 классов
ежегодно
Шмелева А.С.,
«Дом-школа-дом»
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
профилактику БДДТ
Родители
сентябрь
Классные
Игра «Посвящение в пешеходы»
руководители
Мастер-класс
по
изготовлению
Руководитель отряда
световозвращающих элементов на
одежду, портфель
юид,
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
11
3
1
2
3
Работа отряда юных
движения (ЮИД)
инспекторов
профилактику БДДТ
Шмелева
А.С.,
преподавательорганизатор
ОБЗР,
ответственный
за
профилактику БДДТ
В течение года
3.3. Работа с родителями (законными представителями)
Организация родительских рейдов в один раз в четверть
микрорайоне школы по профилактике
дорожно-транспортного травматизма
Акция
«Засветись»,
«Г орка»,
«Внимание, каникулы» и др.
Индивидуальные беседы с родителями по факту,
по
материалам
детей, нарушивших правила ДД
ГИБДД
Проведение родительских собраний с
освещением вопросов профилактики
дорожно-транспортного травматизма
один раз в четверть
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
профилактику БДДТ
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
профилактику БДДТ
Сучкова С.В.,
заместитель
директора по ВР
Шмелева А.С.,
преподавательорганизатор ОБЗР,
ответственный за
профилактику БДДТ
Юиссные
руководители
Приложение 1
Характер травм, причины травматизма и профилактические мероприятия
Место
получения
травм
На
территории
школы
В здании
школы и
учебных
помещениях
Характер травмы
Причины травматизма
Профилактические
мероприятия
- Ранения
мягких тканей
конечностей
- Ушибы
- Растяжения
- Переломы
- Черепно
мозговая травма
- Обморожение
- Ранения
мягких тканей
конечностей
- Ушибы
- Растяжения
- Переломы
- Черепно
мозговая травма
Недостаточная
освещенность
Неисправное
состояние уличных
покрытий, гололед
Несоответствие
одежды погодным
условиям
Контроль за освещенностью
территории
Нарушение учащимися
правил поведения на
перемене (в коридорах,
рекреациях), на уроках,
при проведении
внеклассных
мероприятий
12
Применение песка во время
гололеда
Надзор за детьми и их
досугом
Обучение детей правилам
поведения в школе
Организация дежурства
старшеклассников во
внеурочное время (не
допускать катания на
перилах, единоборств,
- Ожоги
Нарушение требований
техники безопасности
на уроках физики,
химии, биологии,труда,
информатики, ОБЗР
Нарушение требований
техники безопасности в
столовой;
Ношение обуви на
высоком каблуке
На уроках
физкультуры
в спортивном
зале и на
спортивной
площадке
Повреждения
мягких тканей с
преобладанием
ссадин и
потертостей
Ранения мягких
тканей
конечностей
Ушибы
Растяжения
Переломы
Черепно-мозговая
травма
Неудовлетворительное
состояние спортивного
инвентаря и
оборудования
Незнание педагогом
состояния здоровья
учащихся
Нарушения в
организации учебно
тренировочных
занятий, соревнований;
Слабая физическая
подготовленность
учащихся (в результате
длительного
отсутствия на
занятиях);
Нарушение
дисциплины во время
учебного процесса;
Невыполнение
требований
безопасности на уроках
физической культуры.
беготни в рекреациях, на
лестницах и др.)
Соблюдение правил
техники безопасности во
время работы в кабинетах и
лабораториях, во время
трудовых практикумов
Обучение детей правилам
поведения в столовой;
Разъяснительная работа с
детьми и родителями
Технический и санитарногигиенический надзор за
состоянием спортивного
зала, спортивного
инвентаря
Медицинский работник
должен своевременно
информировать учителя
физической культуры о
состоянии здоровья
учащихся и их медицинской
группе для занятий
физической культурой
Проведение вводного
инструктажа, инструктажа
на рабочем месте
Соблюдение требований к
условиям проведения
занятий и соревнований на
воздухе
Контроль организации
учебно-тренировочных
занятий
Соблюдение правил
техники безопасности на
спортивных снарядах выполнение технически
сложных упражнений
только в присутствии
учителя, тренера при
наличии страховки
Обучение правилам
приземления при
выполнении прыжков
Обязательное выполнение
разминки перед сдачей
13
контрольных заданий и
соревнованиями
Обучение правилам
переноски спортивного
инвентаря
Обучение правилам
безопасности катания на
велосипеде, самокате,
качелях, на лыжах и санках
Приложение 2
Протокол № 1
Контроль территории общеобразовательной организации
№
Показатели
Соответствие/
несоответствие
Ограждение территории устойчивое, без дефектов;
Вход на территорию снабжен предохранительными механизмами
для придерживания дверей.
Наличие отвода паводковых и ливневых вод.
Пешеходные дорожки очищены, не скользят; отсутствие дефектов
покрытия; достаточная освещенность
Озеленение:
- отсутствие деревьев, представляющих угрозу жизни и здоровью;
- отсутствие колючих деревьев и кустарников и ядовитых
растений.
Физкультурно-спортивная зона и зона отдыха.
- покрытие с хорошим дренажем; не скользит; отсутствуют
дефекты и посторонние предметы.
- оборудование надежно закреплено; отсутствуют дефекты
поверхностей, выступающие болты.
- достаточный уровень освещенности
Заключение. Рекомендации по устранению замечаний.
Дата проведения______________Подпись работника
Контроль за устранением замечаний
Дата проведения
Подпись работника
Приложение 3
Протокол № 2
Контроль состояния здания и условий организации образовательного процесса
№
Показатели
14
Соответствие/
несоответствие
1
2
3
4
Вход в здание:
- ступеньки: очищены, не скользят; отсутствие дефектов
покрытия; достаточная освещенность;
- крыша и козырек очищены от снега и сосулек;
- входные двери снабжены предохранительными механизмами
для придерживания дверей.
Коридоры, рекреации, лестничные пролеты:
- покрытие: нескользкое, отсутствие дефектов;
- отсутствие дефектов поверхностей на подоконниках, перилах;
- потолки и стены без дефектов покрытия;
- безопасность дверей (наличие ограждений на стеклах;
предохранительные механизмы открытия и закрытия);
- достаточная освещенность.
Учебные помещения и кабинеты:
- потолки и стены без дефектов покрытия;
- безопасность дверей (наличие ограждений на стеклах;
предохранительные механизмы открытия и закрытия)
- отсутствие дефектов мебели (трещины, сколы на столах,
стульях, партах, конторках);
- шкафы вытяжной вентиляции в кабинете химии, лаборантской
и мастерских для трудового обучения работают исправно;
- в кабинете физики и химии демонстрационный стол
расположен на подиуме;
- в кабинете химии наличие специального покрытия ученических
столов для защиты от агрессивных химических реактивов;
- химические вещества в кабинете химии и лаборантской
хранятся в соответствии с требованиями хранения;
- электрооборудование в учебных кабинетах работает исправно
(особое внимание обратить на кабинеты физики, труда
(технологии);
- достаточная освещенность;
(особое внимание обратить на кабинеты химии, физики, труда
(технологии)
- температурный режим соблюдается (особое внимание обратить
на кабинет труда (технологии);
- станки в кабинетах труда оснащены предохранительными
сетками и стеклами;
- отсутствие колючих и ядовитых растений;
- кашпо с цветами находятся только на специальных подставках
(отсутствие кашпо на полках и на шкафах).
Контроль условий организации учебного процесса и
нахождением детей внутри здания:
- фактическая вместимость соответствует проектной;
- не допускается ремонт оборудования здания в присутствии
детей;
- соблюдение требований к переноске и передвижению тяжестей
обучающимися (общественно-полезный труд, в спортивном зале
и др.);
- соблюдение требований к весу ранцев;
- наличие защитных очков во время работы на станках в
кабинетах труда;
- наличие рациональной сменной обуви (без высокого каблука, с
закрытым носком, на нескользящей подошве);
- наличие аптечек первой медицинской помощи в спортивном
зале, кабинетах химии и физики, кабинетах труда (технологии),
15
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение № 4.
Протокол № 3
Контроль организации уроков физической культурой в спортивном зале
Показатели
Соответствие/
несоответствие
Наличие у преподавателя физической культуры журнала с данными:
- распределение детей на медицинские группы для занятий
физической культурой;
- индивидуальные рекомендации для детей с отклонениями в
состоянии здоровья;
- посещаемость уроков физической культуры;
- справки об освобождении от уроков физической культуры после
перенесенных заболеваний и травм;
- журнал по технике безопасности
Санитарное состояние спортивного зала:
- соблюдается режим проветривания;
- ежедневно проводится уборка зала;
- температура воздуха соответствует норме (17-20°С);
- достаточный уровень освещенности;
- физкультурно-спортивное оборудование надежно закреплено;
- наличие спортивных матов при гимнастическом оборудовании и в
зонах для прыжков.
Контроль за внешним видом детей перед началом занятий:
- все дети занимаются в спортивной одежде и обуви
- отсутствие цепочек на шее, браслетов и др.
Контроль за поведением детей во время урока
Контроль за самочувствием детей перед началом занятий
Реализация дифференцированного подхода к организации
физического воспитания с учетом состояния здоровья и развития
детей.
Оценка соответствия физических нагрузок возрастно-половым
функциональным возможностям детского организма.
Наличие разминки перед тестированием физической
подготовленности
Физиологически правильное распределение физических нагрузок в
течение урока (постепенность повышения нагрузок, наличие
разминки, снижение нагрузок в заключительной части)
Наличие у детей в течение урока признаков утомления только
незначительной степени
16
Обеспечение страховки при выполнении технически сложных
физических упражнений
12
Контроль использования тренажеров в соответствии
с функциональными возможностями детского организма
Заключение. Рекомендации по устранению замечаний.
11
Дата проведения.
Подпись работника.
Контроль за устранением замечаний
Дата проведения.
. Подпись медицинского работника.
Приложение № 5
Протокол № 4
Контроль организации физического воспитания и двигательной активности обучающихся
на территории образовательной организации
№
Показатели
1
Занятия физическими упражнениями и подвижные игры
проводятся при благоприятных погодных условиях
Контроль за внешним видом детей перед началом занятий:
- все дети занимаются в спортивной одежде и обуви
- отсутствие цепочек на шее, браслетов и др.
Контроль за поведением детей во время урока
Контроль за самочувствием детей перед началом занятий
Реализация дифференцированного подхода к организации
физического воспитания с учетом состояния здоровья и развития
детей.
Оценка соответствия физических нагрузок возрастно-половым
функциональным возможностям детского организма.
Наличие разминки перед тестированием физической
подготовленности.
Физиологически правильное распределение физических нагрузок
в течение урока (постепенность повышения нагрузок, наличие
разминки, снижение нагрузок в заключительной части)
Наличие у детей в течение урока признаков утомления только
незначительной степени
Обеспечение страховки при выполнении технически сложных
физических упражнений
Контроль использования тренажеров в соответствии
с функциональными возможностями детского организма
Наличие индивидуальных средств защиты при катании
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
17
Соответствие/
несоответствие
Приложение 6.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТ
ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Физические упражнения
Кувырки через голову
вперед и назад.
Упражнение «мостик».
Стойка на голове, на руках.
Упражнение «березка»,
«плуг» из и.п. лежа на спине
поднимание выпрямленных
ног и опускание их за
голову.
Высокоамплитудные и (или)
резкие движения головой:
круговые движения,
повороты в стороны,
наклоны, особенно
запрокидывание головы
назад.
Высокоамплитудные и (или)
резкие движения туловища
(круговые, наклоны),
особенно с отягощением
(утяжеленный мяч, гантели).
Глубокий прогиб туловища
назад, в т.ч. из и.п. лежа на
животе: упражнения
Потенциально опасное воздействие на организм ребенка
Избыточное давление на шейный отдел позвоночника:
компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов
шеи; повышение внутричерепного давления.
Высокий риск травмы шейного отдела позвоночника.
Переразгибание в шейном и поясничном отделе
позвоночника с патологическим раздражением
рецепторов; повышение внутричерепного давления.
Высокий риск компрессии корешков спинномозговых
нервов и сосудистых нарушений.
Избыточная нагрузка на связ очно-мышечный аппарат
позвоночника, повышение артериального и
внутричерепного давления.
Риск нарушения кровообращения, травмы шейного отдела
позвоночника и возникновения грыжи.
Переразгибание в шейном отделе позвоночника с
патологическим раздражением рецепторов. Высокий риск
компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудов
шеи с последующими неврологическими и сосудистыми
нарушениями.
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат
позвоночника, повышение внутрибрюшного давления,
особенно при резком глубоком наклоне вперед с
выпрямленными ногами.
Риск смещения межпозвонковых дисков и возникновения
грыжи.
Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела
позвоночника, компрессия корешков спинномозговых
нервов. Риск травмы связочно-мышечного аппарата
18
«качалка», «лодочка», «лук».
позвоночника, возникновения неврологических и
сосудистых нарушений.
Висы без опоры,
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат
подтягивание на
позвоночника и верхних конечностей, повышение
перекладине и др.
внутрибрюшного давления, большая нагрузка на
спортивных снарядах.
сердечно-сосудистую систему. Риск травмы плеча,
Лазание по канату.
возникновения грыжи, опущения внутренних органов.
Высокоамплитудные и (или) Избыточная нагрузка на поясничный отдел позвоночника:
резкие маховые движения
значительное растяжение связочно-мышечного аппарата
ногой, особенно махи назад
позвоночника, сдавливание межпозвонковых дисков;
с прогибом туловища из и.п. повышение внутрибрюшного давления. Риск травмы
сидя с опорой на голени и
связочно-мышечного аппарата позвоночника,
кисти.
возникновения грыжи.
Многократно
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат
повторяющееся в быстром
нижней половины туловища и нижних конечностей,
темпе одновременное
повышение внутрибрюшного давления. Риск
возникновения грыжи и патологической подвижности
поднимание выпрямленных
почек.
ног из и.п. лежа на спине.
Многократно повторяющийся Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат
в быстром темпе подъем
шейного и поясничного отдела позвоночника, повышение
туловища из положения лежа артериального и внутрибрюшного давления. Риск травмы
на спине в положение сидя,
связочно-мышечного аппарата позвоночника,
особенно при фиксации
возникновения грыжи и патологической подвижности
выпрямленных ног и из и.п.
почек.
сидя на скамейке опускание и
поднимание туловища с
глубоким прогибом назад.
Высокоамплитудные и (или) Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат
резкие повороты туловища
позвоночника, повышение внутрибрюшного давления.
(скручивающие) из разных
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
и.п., в т.числе из и.п. лежа на позвоночника, смещения межпозвонковых дисков,
спине опускание согнутых
ущемления спинномозговых нервов, возникновения
ног вправо-влево до касания грыжи.
пола.
Упражнения: «удержать
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат
угол», «ножницы».
нижней половины туловища и нижних конечностей,
повышение внутрибрюшного давления. Риск
повреждения связок в паховой области, возникновения
грыжи, патологической подвижности почек и сосудистых
нарушений, в т. ч. варикозного расширения вен.
Глубокий выпад с сильным
Риск повреждения связок в паховой области. Риск
сгибанием в коленном
повреждения связок коленного сустава, смещения
суставе, сед в «полушпагат». надколенника.
Прыжки в быстром темпе
Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат,
продолжительное время
сердечно-сосудистую систему, повышение
(особенно асимметричные, с внутричерепного давления. Риск травмы мышечно
поворотами); спрыгивание
связочного аппарата нижних конечностей,
на твердую поверхность.
прогрессирования отклонений костно-мышечной
системы, обострения хронических заболеваний.
Прыжки через спортивные
Избыточная нагрузка на мышечно-связочный аппарат
снаряды (через коня, козла).
позвоночника и конечностей, повышение
внутрибрюшного давления. Риск травмы позвоночника
(особенно копчика), повреждения связок в паховой
области, возникновения грыжи.
Приложение 7.
19
Журнал регистрации травм у обучающихся
№
п/п
Фамилия,
имя и дата
рождения
Диагноз по
справке из
медицинской
организации
Класс
Дата
и время
получения
травмы
Освобождение
от посещения
образовательной
организации
с
по
Место
получения
травмы
Кол-во
пропущенных
дней
Обстоятельст
во и причины
травмы
Исход травы
(выздоровление,
инвалидность)
Медицинское
заключение
мед. работника
школы
Принятые
меры по
устранению
причин травмы
Приложение № 8
Протокол № 6
Учет результатов работы по профилактике травматизма
у обучающихся в 20___ - 20______учебном году
№
п/п
Объект
контроля
Кол-во
проверок
Кол-во
замечаний
Кол-во
неустраненных
замечаний
Эффек
тивность,
%
1
Территория
общеобразовательной
организации
Здание и условия
2
организации
образовательного процесса
Организация урока
3
физической культурой
в спортивном зале
4
Организация физического
воспитания и двигательной
активности на территории
образовательной
организации
Заклкзчение
Приложение № 9
Протокол № 7
Оценка эффективности профилактики травматизма у обучающихся
в образовательной организации в 20___ - 20______учебном году
№
п/п
Объект
контроля
Структура
травм
20
Кол-во
травм в
предшеству
Кол-во
травм
в истекшем
Динамика
(положит.,
отриц., без
ющем уч.
году
1
Территория
общеобразовательно
й организации
2
Здание и условия
организации
образовательного
процесса
3
Организация урока
физической
культурой
в спортивном зале
4
Организация
физического
воспитания и
двигательной
активности на
территории
образовательной
организации
Заключение
-поверхностные
травмы и раны
- черепно-мозговая
травма
—переломы
-поверхностные
травмы и раны
- черепно-мозговая
травм
- переломы
-поверхностные
травмы и раны
- черепно-мозговая
травм
- переломы
-поверхностные
травмы и раны
- черепно-мозговая
травм
- переломы
21
учебном
году
изменен.)