Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и
формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника
и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов,
подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом,
позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и
наставляемого.
Потенциальные наставники:
ü обучающиеся, мотивированные помочь
сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
ü педагоги, заинтересованные в
тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной
педагогической атмосферы;
ü родители обучающихся – активные участники
родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности, с активной
гражданской позицией;
ü выпускники, заинтересованных в
поддержке своей школы;
ü сотрудники предприятий, заинтересованных в
подготовке будущих кадров;
ü успешные предприниматели
или общественные
деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт;
ü сотрудники
некоммерческих организаций и участники социальных проектов.
Основные принципы
наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех
задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором
категорий:
ü Принятие
ü Умение слушать
ü Умение слышать
ü Умение задавать
вопросы
ü Равенство
ü Честность и открытость
ü Надежность
ü
Последовательность
Организаторы
наставнической деятельности должны исходить из того, что эта деятельность не
требует от наставника специальных навыков, что наставники - это по определению
люди, обладающие хорошими качествами для подражания.
Важно,
чтобы будущие наставники соответствовали ряду общих требований к ним:
Наставники слушают |
Они поддерживают зрительный
контакт и посвящают наставляемым все свое внимание. |
Наставники |
Наставники помогают наставляемым
найти направление в жизни, но не подталкивают их. |
Наставники рассказывают |
Они дают представление о
перспективах дальнейшей жизни подростка, определяют цели и приоритеты. |
Наставники обучают |
Наставники рассказывают о жизни и
собственной карьере. |
Наставники представляют свой опыт |
Наставники помогают наставляемым
избежать ошибок и извлечь уроки из хороших решений. |
Наставники доступны |
Наставники доступны в качестве
ресурса и источника совета. |
Наставники критикуют, но конструктивно |
При необходимости наставники
указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточив
внимание на поведении наставляемого, но никогда не на его/ее характере. |
Наставники поддерживают |
Независимо от того, насколько
болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его
учиться и совершенствоваться. |
Наставники точны |
Наставники дают конкретные советы
о том, что было сделано хорошо или что может быть исправлено, что было
достигнуто, а также показывают преимущества различных действий. |
Наставники неравнодушны |
Наставник интересуется успехами
наставляемых в школе, планировании карьеры, а также в их личном развитии. |
Наставники успешны |
Наставники не только успешны сами
по себе, но они также способствуют успехам других людей. |
Наставники вызывают восхищение |
Наставники, как правило,
пользуются уважением в своих организациях и в обществе. |