Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука общения»
для обучающихся 1 классов
(Приложение к ООП НОО)
Ирбит
2025
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовнонравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовнонравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования
всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Поступление ребёнка в школу – новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с
трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие часто
омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы помочь избежать негативных эмоций
у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, разработана программа занятий в клубе
«Азбука общения».
Данная программа реализует духовно - нравственное направление во внеурочной
деятельности в 1 классе в рамках реализации федерального государственного
образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение
данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников,
развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие
ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета,
приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им
соответствующих норм морали на основе чтения сказок кандидата психологических наук
Марины Панфиловой «Лесная школа», игровой деятельности, решения проблемных
ситуаций.
Срок освоения программы
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Основные разделы программы:
сказки для школьной адаптации;
сказки о бережном отношении к школьным вещам, своим принадлежностям,
умении поделиться, взаимодействовать с одноклассниками ;
сказки об отношении учеников к урокам и знаниям;
сказки о здоровье или как стать большим (культура поведения, речевой этикет,
охрана здоровья);
сказки о школьных конфликтах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания
младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде,
учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности,
характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и
предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений
художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических
представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил
вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система
вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать
задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные
нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что
такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно
посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
2
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие
активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить
соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их
поведение; классифицировать материал по разным основаниям; сравнить иллюстрации с
текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования
коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего
мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения)
в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися
организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа,
например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения,
выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также
задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Содержание обучения
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без
опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные
перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за
столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок,
фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива,
семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их
значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое
отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье,
проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные
ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть
дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
их оценивание.
Универсальные учебные действия:
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной
жизни, героев произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника,
виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность
в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.
Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.
3
Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и
способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности,
недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления
уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать
его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного
хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки:
аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности
вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время
прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые
неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим
окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых
называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения
в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям,
соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия: Использовать
доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается
достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и
правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой
и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной
просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение
приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной
общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем,
свободным человеком.
4
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие
воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим;
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность
формирования:
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические
нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметнымирезультатамиявляютсяформированиеследующих
представлений, понятий, умений, навыков:
Представления:
культура внешнего вида.
Понятия:
этика;
5
этикет;
дискуссия;
комплимент;
коллектив;
гигиена.
Умения:
приветствовать знакомого человека;
прощаться со знакомым;
вести разговор по телефону;
вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных
учреждениях,
за столом, во время игры, дома;
строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами
младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;
дарить и принимать подарки;
использовать невербальные средства общения;
воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм
поведения;
вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;
говорить комплименты.
Навыки:
личной гигиены.
Раздел программы
Тематическое планирование
Тема занятия
Сказки для школьной адаптации
Сказки об отношении к школьным
вещам и одноклассникам.
Сказки об отношении к урокам и
знаниям
Сказки о том, как стать большим
Создание лесной школы
Кол-во
часов
1
Букет для учителя
Смешные страхи.
Игры в школе.
Школьные правила.
Как собрать портфель.
1
1
1
1
1
Госпожа аккуратность
1
Жадность.
1
Волшебное яблоко (воровство)
1
Подарки в день рождения.
1
Домашнее задание
1
Школьные оценки.
1
Ленивец
1
Списывание. Подсказка.
1
Бабушкин помощник
1
Сказки о школьных конфликтах
Больной друг.
1
Обида
Шапка- невидимка.
1
1
Задача для лисёнка.
1
Спорщик.
Обида.
1
1
Хвосты.
1
Драки
1
Грубые слова
1
Дружная страна
1
Гордость школы.
Игровые тренинги и практикумы.
1
5
7