Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы функциональной грамотности»
для обучающихся 1-4 классов
(Приложение к ООП НОО)
Ирбит
2025
Пояснительная записка
Актуальность данного курса: Функциональная грамотность- способность человека вступать
в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять
простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность- уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование
личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Новизной настоящей программы является: Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию
страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у
школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально
успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во
взрослой жизни. Поэтому развитие функциональной грамотности обоснована еще и тем, что
субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных
достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность
Отличительные особенности программы
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной
грамотности:
1. Направленность на решение бытовых проблем;
2. Является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных
социальных обстоятельствах;
3. Связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4. Это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Для достижения поставленных целей учителя используют следующие
педагогические технологии:
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-технология исследовательской деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 33 часа, для учащихся 1
класса. Один учебный год, 33 учебных недели. Период обучения: с 1 сентября по 24 мая.
Форма обучения на занятиях очная. Основной формой организации образовательного процесса
являются теоретические и практические занятия.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы: традиционная. Занятия проводятся очно в
учебном кабинете педагогом школы
2
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Объем модуля
составляет 8-9 часов. Учащиеся по данной программе занимаются 1 час в неделю (0.5 часа – теория,
0.5 часа – практика)
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Один
академический час в 1 классе, длится: 1триместр 30 минут, 2-3 триместр по 40 минут. Программа
рассчитана на 33 учебных часа.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Читательская грамотность»,
«Естественно – научная грамотность», «Финансовая грамотность»
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к
осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать
хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному
и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно – научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
3
Планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
тема
кол-во
теория
часов
Читательская грамотность (8ч)
«Лис и мышонок» Виталий Бианки
0.5
1
«Мороз и заяц» русская народная сказка
0.5
1
«Живые грибы» Владимир Сутеев
0.5
1
«Петушок и солнышко» Геннадий
0.5
1
Цыферов
«Урок дружбы» Михаил Пляцковский
0.5
1
«Лев и заяц» грузинская сказка
0.5
1
«Как лиса училась летать»
0.5
1
русская народная сказка
«Четыре брата» Евгений Пермяк
0.5
1
13
14
15
16
Математическая грамотность (8ч)
Про курочку Рябу, золотые и простые
0.5
1
яйца.
Про козу, козлят и капусты.
0.5
1
Про петушка и жерновцы.
0.5
1
Как петушок и курочка делили бобовые
0.5
1
зёрнышки.
Про наливные яблочки.
0.5
1
Про Машу и трёх медведей.
0.5
1
Про старика, старуху, волка и лисичку.
0.5
1
Про медведя, лису и мишкин мёд.
0.5
1
17
18
19
20
21
22
23
24
Финансовая грамотность (8ч)
За покупками.
1
0.5
Находчивый Колобок
1
0.5
День рождения Мухи-Цокотухи.
1
0.5
Буратино и карманные деньги.
1
0.5
Кот Василий продаёт молоко.
1
0.5
Лесной банк.
1
0.5
Как мужик и медведь прибыль делили.
1
0.5
Как мужик золото менял.
1
0.5
9
10
11
12
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Естественно-научная грамотность (9ч)
Как Иванушка хотел попить водицы.
0.5
1
Пятачок, Винни-Пух и воздушный
0.5
1
шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
0.5
1
Плывёт,
плывёт кораблик.
0.5
1
Про Снегурочку и превращения воды.
0.5
1
Как делили апельсин.
0.5
1
Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду.
0.5
1
Иванова соль
0.5
1
«Яблоко»
Владимир Сутеев
0.5
1
16,5
итого
33
4
практика
форма
аттестации
рисунок
0.5
0.5
0.5
0.5
ролевая игра
ролевая игра
0.5
0.5
0.5
инсценирование
рисунок
викторина
0.5
рисунок
0.5
ролевая игра
0.5
0.5
0.5
тест
ролевая игра
тест
0.5
0.5
0.5
0.5
тест
тест
тест
тест
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
ролевая игра
0.5
0.5
рисунок
наблюдение
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
16,5
ролевая игра
наблюдение
тест
наблюдение
тест
наблюдение
рисунок
рисунок
ролевая игра
ролевая игра
ролевая игра
тест
ролевая игра
ролевая игра
Содержание программы
«Читательская грамотность» (8ч)
Темы занятий:
«Лис и мышонок» ,«Мороз и заяц ,«Живые грибы», «Петушок и солнышко» , «Урок дружбы»
,«Лев и заяц» ,«Как лиса училась летать» , «Четыре брата»
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации просмотр
мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение
Математическая грамотность (8ч)
Темы занятий:
«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и
жерновцы»,«Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки», «Про наливные яблочки», «Про
Машу и трёх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку» «Про медведя, лису и Мишкин
мёд».
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации, практические занятия;
определять истинность/ложность высказываний
Финансовая грамотность (8ч)
Темы занятий:
«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и карманные
деньги», «Кот Василий продаёт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь прибыль делили»,
«Как мужик золото менял»
Применяемые формы: просмотр фильма, практическая работа, работа в парах, проводить оценку и
коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
Естественно-научная грамотность (9ч)
Темы занятий:
«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик»,
«Про репку и другие корнеплоды», «Плывёт, плывёт кораблик», «Про Снегурочку и превращения
воды», «Как делили апельсин» ,«Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду»,
«Иванова соль», «Яблоко»
Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных фильмов,
проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской деятельности в
различных формах.
5
Планируемые результаты программы
Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6 сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные:
-проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и
исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне
одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе.
6
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
7