Финансовая грамотность 5-6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Школа №9»
___________ М.В. Иванова
Приказ №79-ОД от 30.08.2019 г.

Рабочая программа учебного предмета
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Основное общее образование, 5-6 классы
(ФГОС ООО)

Ирбит
2019

«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–6 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов. Освоение
содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии,
обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение
графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются
умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы финансовой
грамотности»
Личностные результаты
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
•
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог
об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в
том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса,
анализ информации о средней заработной плате в регион об основных статьях ­ расходов россиян,
о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах
для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
•
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и
НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
•
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в
семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных
проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и
обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие,
банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный
курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
5 класс
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Деньги.
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за
несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют
собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами.
Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются

символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной
системой страны управляет центральный банк.
Основные понятия
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые
деньги.
Компетенции:
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Перечислять виды денег.
• Приводить примеры товарных денег.
•Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.
Доходы семьи
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью,
социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования,
профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком
земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты.
Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство
выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты.
Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Компетенции:
Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
Описывать виды заработной платы.
Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
Объяснять, как связаны профессии и образование.
Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
Объяснять причины различий в заработной плате.
Приводить примеры кредитов.
Расходы семьи
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы:
обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно.
На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок.
Вразных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав
магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.
Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.
Компетенции:
Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
Описывать направления расходов семьи.
Классифицировать виды благ.
Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
Сравнивать и оценивать виды рекламы.
Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Семейный бюджет
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом.
Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в
банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию
долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады.
Проценты по вкладам.
Компетенции:
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
• Описывать формы сбережений.
• Описывать последствия превышения расходов над доходами.
• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать
деньги.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
от этого защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
ЭкоЭкономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни.
Принципы работы страховой компании.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Компетенции:
• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи
(рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
• Различать обязательное и добровольное страхование.
• Объяснять, почему существует обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
• Сравнивать различные виды страхования.
6 класс
Раздел 1. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни.
Принципы работы страховой компании.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Компетенции:
• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная
смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
• Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
Сравнивать различные виды страхования
Раздел 2. Семья и государство и как они взаимодействуют.
Налоги
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных
расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль.
Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Компетенции:
• Объяснять, почему государство собирает налоги.
• Приводить примеры налогов.
• Описывать, как и когда платятся налоги.
• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.
• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.
• Приводить примеры выплаты налогов в семье.
Социальные пособия
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с
детьми, безработных.
Основные понятия
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице.
Компетенции:
• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.
Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Находить информацию о социальных выплатах.
мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
Раздел 3. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Банковские услуги
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от
размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется
возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по
страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Компетенции:
• Приводить примеры банковских услуг.
• Описывать условия вкладов и кредитов.
• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.
• Объяснять, почему и как страхуются вклады.
• Находить информацию о вкладах и кредитах
• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.
• Объяснять условия кредита, приводить примеры.
• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по
поддержке малого бизнеса.
Основные понятия
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Компетенции:
• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.
• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.
• Объяснять, что такое бизнес-план.
• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Валюта в современном мире
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной
валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по
валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Компетенции:
• Приводить примеры валют разных стран.
• Объяснять, что такое валютный курс.
Находить информацию о валютных курсах.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
5 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.

Тема урока

Количество
Формы деятельности
часов
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
грамотность в современном
1
Урок-игра

Финансовая
мире.
Насколько важны деньги
1
Урок-путешествие
История денег – история Человечества.
1
Урок-исследование
Виды денег
1
Урок-исследование
Денежные расчеты. Составление и решение
1
Урок-практикум
задач по теме
Почему деньги теряют свою покупательную
1
Урок-путешествие
способность
Доходы семьи
2
Урок-практикум
Расходы семьи
2
Урок-практикум
Расчет расходов семьи на условных примерах
2
Урок-практикум
Что позволяет семье снизить расходы
1
Урок-игра
Семейный бюджет
1
Урок-игра
Составление бюджета семьи на условных
1
Мини-проект
примерах
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними
1
Мини-проект
справиться.
Итоговый урок
1
Защита проектов

6 класс
№ п/п

Тема урока

Количест
во
часов

Формы деятельности

Раздел 1.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
1.
2.
3.

Принципы работы страховой компании.
1
Урок-исследование
Страхование имущества, здоровья
Страхование
–
непременный
атрибут
1
Урок-исследование
сегодняшней жизни?
Страхование
1
Урок-игра
Раздел 2. Семья и государство и как они взаимодействуют.

4.
5.

Налоги. Виды налогов. Налоги в моей семье
Социальные выплаты. Социальные пособия в
моей семье

6.

1
Викторина
Государство – это мы
Раздел 3. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Банки. Виды банков. Банковские услуги
1
Урок-путешествие
Вклады (депозиты)
1
Урок-исследование
Кредит
1
Урок- исследование
Сохранение вашего богатства
1
Урок-практикум
Профессии банковской сферы
1
Урок-путешествие
Банковская карта: плюсы и минусы
1
Урок- исследование
Значение работы банков для потребителей
1
Урок- исследование
Собственный бизнес.
1
Мини-проект
Примеры бизнеса, которым занимаются
подростки. Разработка бизнес-плана

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

Валюта разных стран
Благотворительность.
благотворительность
Итоговый урок

Кому

нужна

1
1

Урок-практикум
Урок-практикум

1
1

Урок-путешествие
Мини-проект

1

Защита проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».