4-РП Литературное чтение на родном языке НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Школа №9»
___________ М.В. Иванова
Приказ №79-ОД от 30.08.2019 г.

Рабочая программа учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
Начальное общее образование, 1-4 классы
(ФГОС НОО)

Ирбит
2021

2
1. Планируемые результаты освоения
«Литературное чтение на родном языке»

обучающимися

учебного

предмета

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке» опыт специфической для данной предметной области,
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины
мира.
Планируемые личностные результаты
Освоение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает
достижение учащимися следующих личностных результатов начального общего образования:
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в
становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов
учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Планируемые метапредметные результаты
Освоение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает
достижение учащимися следующих метапредметных результатов начального общего
образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;

3
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» на
уровне начального общего образования (1-4 класс) школьники приобретают следующие
предметные результаты:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в

4
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать
интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Библиографическая культура. Понимание художественной литературы как особого вида
искусства. Значимость чтения для дальнейшего развития и успешного обучения учащихся по
другим предметам; знакомство с литературным наследием России, произведениями об
общечеловеческих ценностях.
Работа с текстом художественного произведения. Знакомство с коммуникативными
возможностями родного языка для организации общения; знакомство с эстетическими
возможностями родного языка для понимания своеобразия произведений родной литературы;
соотнесение собственного жизненного опыта с опытом литературных героев, формирование
собственного художественного впечатления.
Достижение необходимого уровня читательской компетентности (правильным плавным
чтением на родном языке, приближающимся к темпу нормальной речи); овладение элементарными
приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов.
Составление несложных монологических высказываний об изученных произведения
(героях, событиях); приобретение умения работать с учебной и научно-популярной литературой на
родном языке, использование найденной информации для практической работы.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1класс
раздел тема
1.
2.
3.
4.

Сказки народов Урала
Сказки народов ханты и манси о животных (по выбору учителя и детей).
Татарские и башкирские волшебные сказки (по выбору учителя и детей).
Литературные сказки и рассказы писателей Урала
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки
Все живое
Б. Рябинин. Рассказы о потерянном друге.
Е. Пермяк «Смородинка»
Мир вокруг нас
В.П. Крапивин. Брат, которому семь.
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
итого

Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
8

5
2 класс
раздел тема
1.

2.
3.
4.

Сказки народов Урала
Башкирские народные сказки: Соловей. Мудрый старик и глупый царь. Как
Алдар землю продал.( По выбору учителя)
Татарские народные сказки: Умная девушка. Бедняк и два бая. О кривой берёзе.
Три дочери.(по выбору учителя)
Литературные сказки и рассказы писателей Урала
Н. П. Вагнер. Сказки Кота Мурлыки: Фея Фантаста. Папа-пряник.
Все живое
П. Бажов Серебряное копытце (Отрывок).
П. Бажов Огневушка-Поскакушка.
Мир вокруг нас
Г. Сапгир стихи ( по выбору учителя)
Е. Пермяк Для чего руки нужны
итого

3 класс
раздел тема
Легенды и мифы народов Урала
Народная мудрость и весёлый юмор сказок. Сказки-притчи («Соловей»,
«Золотая капля», «Три дочери»). Притчи возникновения и задачи сказок типа
«Лентяй», «Как языкам учились».
2.
Литературные сказки и рассказы писателей Урала
П. П. Бажов. Образы волшебных сил в сказках. Язык Бажова Голубая змейка.
3.
Все живое
Ханиф Карим. Речушка Вар. Кузебай Герд. После дождя. Утро. Узоры на окне.
Кузебай Герд. После дождя. Утро. Узоры на окне.
4.
Мир вокруг нас
Л.И. Давыдычев. Лёлишна из третьего подъезда.
Н.Г. Никонов. Солнышко в берёзах.
итого
4 класс
раздел тема

Колво
часов
1
1
2
1
1
1
1
8
Колво
часов

1.

1.

2.
4.

Легенды и мифы народов Урала
Башкирские народные сказки: Млечный путь. Большая медведица. Девушка и
месяц. Происхождение башкир. Легенда о первых богатырских конях-тулпарах.
Салават. Почему в горах хрусталя много.
Коми народные сказки: Потаённое знание. Цикл «Начало времен» (Два утёнка.
Две лягушки. Ён и гагара. О комарах, мошкаре, оводах и осах. О мышах, крысах
и кошке. О радуге. Месяц и девушка).
Мансийские народные сказки: цикл «Откуда земля началась» (Как землю
выловили. Как ворон землю мерил. Опоясывание земли. Как человека сделали).
Литературные сказки и рассказы писателей Урала
С. Г. Георгиев. Ёлки-палки: фельдмаршал Пулькин!
Е Пермяк (по выбору учителя)
Мир вокруг нас
В. П. Крапивин. Оруженосец Кашка

2

2
1
1
1
1
8
Колво
часов
1
1
1
1
1
1

6
Владислав Петрович Крапивин. Рыжее знамя упрямства (или «Тень 2
каравеллы»).
итого
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».