12 РП экология 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 611780)
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов
(Приложение к ООП НОО)

Ирбит
2023

Пояснительная записка
Программа составлена на основе курса «Экология для младших
школьников» (автор А.А. Плешаков). Программа направлена на
формирование
познавательных,
личностных,
коммуникативных
и
регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС
начального общего образования, экологической картины мира у младших
школьников.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача
сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием
цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более
мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как
экологический кризис. Каждому человеку планеты Земля необходимо
овладеть минимальным набором экологических знаний и способов
деятельности, для того чтобы его поведение было экологически
осмысленным. В условиях разностороннего глубочайшего экологического
кризиса усиливается значение экологического образования в начальной
школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности
ребёнка.
В связи с этим экологическое образование становится новым
приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы
экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском
возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития
ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в
котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и
людям.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о
том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его
составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому
взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет
бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует
природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью.
Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным.
Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются
наблюдательность и
любознательность,
формируется эстетическое
восприятие окружающего мира.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической
грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости
любого природного объекта;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем;
развитие чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков
людей по отношению к здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и
воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе
важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для
воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы.
В программе экологического воспитания выделены следующие направления
работы:
- познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные
путешествия, викторины);
- познавательно -развлекательное (праздники,
утренники, устные
журналы, экологические игры, игры-путешествия);
- практическое (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц);
- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения,
опыты).
Направления деятельности по охране окружающей среды:
нравственное (воспитание ответственности,
воли, целеустремлённости);
эмоциональное (развитие отношения к природе как универсальной ценности);
интеллектуальное (развитие способности к анализу экологических ситуаций).
При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь
природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край,
свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.
В данной программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах
человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и
физического.
При
реализации программы у обучающихся формируются следующие
ключевые компетентности:
• компетентность в области общественно - политической деятельности
(реализация прав и обязанностей гражданина в охране и защите природы своей
страны, своего родного края);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный

поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать,
критически мыслить);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и
практические навыки существования и сосуществования в реальных природных
условиях).

Планируемые результаты
Личностные:
- оценивание обучающимися жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых
норм и ценностей;
- самостоятельное определение самых простых общих для всех людей правил
поведения;
- участие в решении экологических проблем родного края;
- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы;
- принятие правил здорового образа жизни;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества;
- развитие нравственных качеств, творческих способностей;
- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами;
- создание творческих альбомов, авторских книг.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
умение вносить
необходимые коррективы в
действие,
учитывая
характер сделанных ошибок;
- подготовка и презентация выставок, сообщений;
- подготовка и проведение викторин, конкурсов;
- планирование и выполнение мини-проектов;
- планирование и проведение мини-исследований;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- получение знаний экологического содержания;
- работа с историческими источниками;
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- проведение простейших наблюдений и опытов;
- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений, выявление
закономерностей.
Коммуникативные УУД:
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- обучение владению диалогической и монологической речью;

- ролевые игры и драматизации;
- обсуждение проблем в группах;
- интервью с родителями, интересными людьми;
- обсуждение различных экологических проблем;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности.

Прогнозируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
связь между человеком и природой; экологическую ситуацию в своем городе;
исчезающие растения и животные своей местности; правила поведения в
природе. Обучающиеся будут уметь:
работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять
правила поведения в природе; изготовлять кормушки для птиц; оформлять результаты
своей деятельности.
Обучающиеся
будут
воспитывать
в себе:
любознательность,
усидчивость, коммуникабельность,
организованность, ответственность.
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе
обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
- повышение уровня информированности;
- повышение интереса к природе родного края;
- потребность выразить свой интерес в творческих работах;
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок
контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными
последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и
растительного мира;
ребенок способен
самостоятельно
выбирать
объекты
своей
экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Я – человек.
Что окружает
2
нас дома, в
школе.
Как прекрасен
3
этот мир!
Витамины –
4
человек здоровье.
Зеленый наряд
5
нашей планеты.
Знаете ли вы
6
родную
природу?
Растения под
7
нашей защитой.
«Солнце, воздух
8
и вода – наши
лучшие друзья».
Итоговая
9
контрольная
работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2

2
2

2
2

2
2

2
1

1

17

1

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Экология и
1
здоровье
человека.
Экология
2
жилища
человека.
Животные и
растения в
3
жизни моей
семьи.
Праздник
4
«Птицы - наши
друзья».
Неделя охраны
5
здоровья.
Мы вместе
6
сохраним
экологию.
Всемирный день
7
кошек
Животные и
растения в
8
жизни моей
семьи.
Итоговая
9
контрольная
работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

№
п/п

1
2

Наименование
разделов и тем
программы
Мы жители
планеты Земля.
Фенологические
наблюдения в

2 класс
Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

2

2

2
2

2
2

2
1

1

17

1

0

3 класс
Количество часов
Всего

2
2

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

природе.
Кто улетает, а
3
кто остаётся.
Охрана птиц.
Деревья,
4
кустарники и
травы.
Вода и жизнь.
5
Мир рыб.
Маленький
6
огород на
подоконнике.
Экология и
7
питание.
Почва – святыня
8
наша. Охрана
почвы.
Итоговая
9
контрольная
работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

№
п/п

1
2
3

4

5
6

Наименование
разделов и тем
программы
Место человека
в мире природы.
Наблюдения в
живой природе.
Сочиняем
экологическую
сказку.
«Зелёная
аптека» может
закрыться?
Экология
жилища
человека.
Разнообразие
животных,

2

2
2

2
2

2
1

1

17

1

0

4 класс
Количество часов
Всего

2
2

2

2

2
2

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

условия их
жизни.
Писатели о
7
природе.
Вода в жизни
8
растений и
животных.
Итоговая
9
контрольная
работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

2
1

1

17

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Великан на поляне, или первые уроки экологической этики, книга для
учащихся начальных классов/ Плешаков А.А., Румянцев А.А.; Издательство
«Просвещение», 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».