Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 9» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 611780) (ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов (Приложение к ООП НОО) Ирбит 2023 Пояснительная записка Программа составлена на основе курса «Экология для младших школьников» (автор А.А. Плешаков). Программа направлена на формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования, экологической картины мира у младших школьников. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи программы: формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности; формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей; воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни; становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта; развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем; развитие чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику. Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы. В программе экологического воспитания выделены следующие направления работы: - познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины); - познавательно -развлекательное (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия); - практическое (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц); - исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты). Направления деятельности по охране окружающей среды: нравственное (воспитание ответственности, воли, целеустремлённости); эмоциональное (развитие отношения к природе как универсальной ценности); интеллектуальное (развитие способности к анализу экологических ситуаций). При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину. В данной программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического. При реализации программы у обучающихся формируются следующие ключевые компетентности: • компетентность в области общественно - политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина в охране и защите природы своей страны, своего родного края); • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить); • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях). Планируемые результаты Личностные: - оценивание обучающимися жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - самостоятельное определение самых простых общих для всех людей правил поведения; - участие в решении экологических проблем родного края; - развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; - принятие правил здорового образа жизни; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; - развитие нравственных качеств, творческих способностей; - развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - создание творческих альбомов, авторских книг. Метапредметные: Регулятивные УУД: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок; - подготовка и презентация выставок, сообщений; - подготовка и проведение викторин, конкурсов; - планирование и выполнение мини-проектов; - планирование и проведение мини-исследований; - умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности. Познавательные УУД: - ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - получение знаний экологического содержания; - работа с историческими источниками; - поиск необходимых информационных образовательных ресурсов; - проведение простейших наблюдений и опытов; - анализ и интерпретация результатов своих наблюдений, выявление закономерностей. Коммуникативные УУД: - организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - отработка умения слушать и вступать в диалог; - обучение постановки вопросов; - участие в коллективных творческих делах; - обучение владению диалогической и монологической речью; - ролевые игры и драматизации; - обсуждение проблем в группах; - интервью с родителями, интересными людьми; - обсуждение различных экологических проблем; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - формирование коммуникативных навыков. Предметные: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости; - овладение начальными формами исследовательской деятельности. Прогнозируемые результаты Обучающиеся будут знать: связь между человеком и природой; экологическую ситуацию в своем городе; исчезающие растения и животные своей местности; правила поведения в природе. Обучающиеся будут уметь: работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе; изготовлять кормушки для птиц; оформлять результаты своей деятельности. Обучающиеся будут воспитывать в себе: любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность. Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями: - повышение уровня информированности; - повышение интереса к природе родного края; - потребность выразить свой интерес в творческих работах; - соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; - выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира; ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; - доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе). Тематическое планирование 1 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Я – человек. Что окружает 2 нас дома, в школе. Как прекрасен 3 этот мир! Витамины – 4 человек здоровье. Зеленый наряд 5 нашей планеты. Знаете ли вы 6 родную природу? Растения под 7 нашей защитой. «Солнце, воздух 8 и вода – наши лучшие друзья». Итоговая 9 контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 17 1 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы № п/п Наименование разделов и тем программы Экология и 1 здоровье человека. Экология 2 жилища человека. Животные и растения в 3 жизни моей семьи. Праздник 4 «Птицы - наши друзья». Неделя охраны 5 здоровья. Мы вместе 6 сохраним экологию. Всемирный день 7 кошек Животные и растения в 8 жизни моей семьи. Итоговая 9 контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/п 1 2 Наименование разделов и тем программы Мы жители планеты Земля. Фенологические наблюдения в 2 класс Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 17 1 0 3 класс Количество часов Всего 2 2 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы природе. Кто улетает, а 3 кто остаётся. Охрана птиц. Деревья, 4 кустарники и травы. Вода и жизнь. 5 Мир рыб. Маленький 6 огород на подоконнике. Экология и 7 питание. Почва – святыня 8 наша. Охрана почвы. Итоговая 9 контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем программы Место человека в мире природы. Наблюдения в живой природе. Сочиняем экологическую сказку. «Зелёная аптека» может закрыться? Экология жилища человека. Разнообразие животных, 2 2 2 2 2 2 1 1 17 1 0 4 класс Количество часов Всего 2 2 2 2 2 2 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы условия их жизни. Писатели о 7 природе. Вода в жизни 8 растений и животных. Итоговая 9 контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 2 1 1 17 1 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Великан на поляне, или первые уроки экологической этики, книга для учащихся начальных классов/ Плешаков А.А., Румянцев А.А.; Издательство «Просвещение», 2019 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ