Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
План внеурочной деятельности
основного общего образования
(5 – 9 классы)
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Городского округа «город Ирбит»
Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
на 2024 – 2025 учебный год
(Приложение к ООП ООО)
План внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального
воспитательного идеала, их всестороннего развития происходит в рамках организации
внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МАОУ «Школа № 9» на 2024- 2025 учебный год
сформирован в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования (ФГОС
ООО));
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
4. Методическими рекомендациями Министерства Просвещения Российской
Федерации от 5.07 2022 № ТВ - 1290/03.
5. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20.
6. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
7. Положением «О внеурочной деятельности» в МАОУ «Школа № 9», приказ от
29.08.2022 №100-ОД.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего
образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов
(личностных, метапредметных и предметных) освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
может включать в себя:
- внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
- внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
- внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в
том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с
учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
- внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
- внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов,
работа тьюторов, педагогов-психологов);
- внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и
здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа.
Содержание плана внеурочной деятельности.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350
часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
- на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической
культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно - от 2 до 4 часов;
- на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности - от
1 до 2 часов;
- на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся
еженедельно от 1 до 2 часов;
- на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и
проведении коллективных мероприятий в классе или общешкольных мероприятий за 1-2
недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию
плана внеурочной деятельности);
- на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия
еженедельно - от 2 до 3 часов.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
В 5 – 9 классах один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном», которое проводится по понедельникам 1-м уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной ис тории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
В 6 – 9 классах один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном». Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и
систематической профориентационной работы. Основное содержание: популяризация
культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики
страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и
этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными
навыками и качествами; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и
среднего профессионального образования в стране.
На занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся, отводится один академический час в неделю по четвергам.
При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
В зависимости от решения и возможностей педагогического коллектива, интересов
и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться
различные модели плана внеурочной деятельности, в том числе для каждой параллели и
отдельных классов:
- модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
организационному обеспечению учебной деятельности;
- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы
по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной организации;
- модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том
числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы,
деловые игры и другое.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей
направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность,
профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего
образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для развития творческого
потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего
усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе, формирование здорового
образа жизни.
Основные задачи внеурочной деятельности:
- создавать условия для индивидуального развития учащихся в избранной сфере
внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей учащихся;
- создавать условия для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и
навыков;
- включать учащихся в личностно значимые творческие виды деятельности;
- организовывать участие школьников в общественно значимых делах;
- развивать у учащихся опыт взаимодействия, сотрудничества; расширять рамки
общения в социуме.
В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности в МАОУ «Школа
№9» реализуется модель, включающая следующие компоненты:
- классное руководство (экскурсии, общественно-полезные практики, социальные
проекты, конкурсные мероприятия и т.д.);
- деятельность педагогических работников школы (педагогов-организаторов,
педагога психолога, педагога-библиотекаря);
- внутришкольная система дополнительного образования (дополнительные
образовательные программы на базе центра цифрового и гуманитарного образования
«Точка роста», а также на базе Всероссийского проекта «Беспилотные авиационные
системы», через Школьный спортивный клуб и др.);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а
также учреждений культуры, спорта: детская художественная школа, детско-юношеская
спортивная школа, Центр детского творчества, Ирбитский государственный музей
изобразительных искусств, историко-этнографический музей.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу, обеспечивают гибкий
режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав
обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые
игры и пр.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
Группы для реализации внеурочной деятельности формируются на основе выбора
обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом реальных кадровых,
материально-технических, организационных возможностей школы. Состав групп может
быть от 10 до 30 человек. Группы могут формироваться из обучающихся одного класса,
всей параллели или разновозрастные.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет от 30 до 45 минут.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Посещение обучающимися максимального количества занятий внеурочной
деятельности не является обязательным.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. В
каникулярное время (осенние, весенние каникулы) предусматривается реализация задач
активного отдыха, оздоровления обучающихся, в том числе выезды на природу,
туристические походы, поездки по территории России, коллективное посещение театров,
концертов, просмотр фильмов, посещение выставок, музеев, экскурсии.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных
процедур, но каждым педагогом, организатором внеурочной деятельности, продумана
форма аттестации по результатам реализации программ.
Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом и
классным руководителем.
План внеурочной деятельности
Направление
внеурочной
деятельности
5
6
7
8
9
абв абв абв абв абв
Курс/модуль/программа
Форма
организации
внеурочной
деятельности
Внеурочные занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
тематики
Разговоры о важном
Разговор или
беседа с
обучающимися
Классный час
курс
Внеурочная
деятельность по
учебным предметам
образовательной
программы
Технология решения
задач по физике
Обществознание в
вопросах и ответах
практикум
2
практикум
Теоретические и
практические основы
информатики
Решение
биологических задач
практикум
1
1
1
1/1
практикум
2
Я – пятиклассник
Россия – мои
горизонты
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Внеурочная
деятельность по
формированию
функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой)
Внеурочная
деятельность по
развитию личности,
ее способностей,
удовлетворению
образовательных
потребностей и
интересов,
самореализации
обучающихся, в том
числе одаренных
Внеурочная
деятельность,
направленная на
реализацию
комплекса
воспитательных
мероприятий на
уровне
образовательной
организации, класса,
занятия
Внеурочная
деятельность по
организации
Говорим и пишем
правильно
практикум
Мир химии
За страницами
учебника
математики
За страницами
учебника географии
Трудные вопросы
истории
Слово-образ-смысл
практикум
практикум
Участие в
олимпиадах,
конкурсах, НПК и
т.д.
Биология. Проектноисследовательская
деятельность (проект
«Точка Роста»)
Чудеса физики (ТР
проект «Точка
Роста»)
практикум
2
2
2
2
2
2
2
1/1
практикум
1
практикум
1
1
1
до 4 часов
кружок
кружок
Адаптивная
физкультура
Реализация
Программы
воспитания
кружок
Школьное радио
кружок
Движение первых
Совет обучающихся
ЮИД
1
1
1
до 4 часов
Объединение
Объединение
Объединение
1
до 3 часов
1
1
деятельности
ДЮП
Объединение
ученических
Экологический отряд Объединение
сообществ
(подростковых
коллективов)
Внеурочная
Волонтерский отряд
Объединение
деятельность,
направленная на
обеспечение
благополучия
обучающихся в
пространстве
общеобразовательной
школы
Недельный объем внеурочной деятельности
Объем внеурочной деятельности за год
Общий объем внеурочной деятельности
1
1
1
10 10 10 10 10
340 340 340 340 340
1700