3-РП Родной язык НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Школа №9»
___________ М.В. Иванова
Приказ №79-ОД от 30.08.2019 г.

Рабочая программа учебного предмета
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Начальное общее образование, 1-4 классы
(ФГОС НОО)

Ирбит
2021

2
1. Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Родной
язык»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
«Родной язык» опыт специфической для данной предметной области, деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов
научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира.
Планируемые личностные результаты
Освоение учебного предмета «Родной язык» обеспечивает достижение учащимися
следующих личностных результатов начального общего образования:
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в
становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов
учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Планируемые метапредметные результаты
Освоение учебного предмета «Родной язык» обеспечивает достижение учащимися
следующих метапредметных результатов начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Родной язык»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Родной язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего
образования (1-4 класс) школьники приобретают следующие предметные результаты:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение
в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета;

4
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного
отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
2. Содержание учебного предмета «Родной язык»

Фонетика и графика. Осознание обучающимися количественного соотношения букв и
звуков в русском языке превосходящее количество гласных букв над гласными звуками и согласных
звуков над согласными буквами – и причин этого несоответствия.
Орфоэпия. Расширение представлений о нормах произношения современного русского
литературного языка.
Состав слова. Понятие о словообразовании как разделе науки о языке.
Лексика. Многозначные слова и омонимы. Использование толкового словаря для
определения значения многозначного слова и омонимов. Отличие многозначных слов от омонимов.
Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Морфология. Использование глагольного времени в переносном значении.
Синтаксис. Составление и употребление в речи простого, сложносочиненного и
сложноподчиненного предложения с определительной, изъяснительной, причинно-следственной,
сравнительной связью.
Орфография и пунктуация. Трудные вопросы правописания безударных личных
окончаний глаголов. Знаки препинания в сложном предложении.
Развитие речи. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Составление текстов заданной композиционной структуры. Восстановление деформированного
текста с опорой на знание композиции средств межфразовой связи.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1 класс

Раздел
Русский язык:
прошлое и
настоящее.

Язык в
действии.

Тема урока
Сведения об истории русской письменности: как
появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси.
Слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта. Как называлось то, во что
одевались в старину.
Как нельзя произносить слова.
Смыслоразличительная роль ударения.

Кол-во
часов

1
1
1

Формы
диагности
ки и
контроля

5

Секреты речи и
текста.

Звукопись в стихотворном художественном
тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с
другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в
диалоге.
Цели и виды вопросов.

1
1
1
1
1
1

2 класс
Раздел
Русский язык:
прошлое и
настоящее.

Язык в
действии.

Секреты речи и
текста.

3 класс
Раздел
Русский язык:
прошлое и
настоящее.

Тема урока
Слова, называющие игры, забавы, игрушки.
Слова, называющие предметы традиционного
русского быта
Пословицы, поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта.
Смыслоразличительная роль ударения.
Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Разные способы толкования значения слов.
Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Особенности русского речевого этикета.
Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной
учебно-научной речи.
Связь предложений в тексте. Практическое
овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание текстов-повествований.

Колво
часов

Формы
диагностики
и контроля

1
1
1
1
1

1
1
1
1

Тема урока

Кол-во Формы
часов диагностики и
контроля
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и
1
отношений между людьми.
Слова, называющие природные явления и растения.
Слова, называющие предметы и явления
традиционной русской культуры.
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения.
Названия старинных русских городов, сведения о
происхождении этих названий.

1
1

6
Язык в действии. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить
различные оттенки значения и различную оценку, как
специфика русского языка.
Специфика грамматических категорий русского
языка.
Совершенствование навыков орфографического
оформления текста.
Секреты речи и Создание текстов - повествований.
текста.
Создание текстов-рассуждений.
Языковые особенности текстов фольклора и
художественных текстов.
4 класс
Раздел
Русский язык:
прошлое и
настоящее.

Тема урока

Пословицы, поговорки и фразеологизмы,
возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями.
Русские традиционные эпитеты.
Лексика, заимствованная русским языком из языков
народов России и мира. Русские слова в языках
других народов.
Язык в действии. Как правильно произносить слова.
Трудные случаи образования формы 1 лица
единственного числа настоящего и будущего времени
глаголов.
История возникновения и функции знаков
препинания.
Секреты речи и Информативная функция заголовков. Типы
текста.
заголовков.
Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых
высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.

1
1
1
1
1
1

Кол-во Формы
часов диагностики и
контроля
1

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».