Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 9» ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Школа №9» ___________ М.В. Иванова Приказ №79-ОД от 30.08.2019 г. Рабочая программа учебного предмета «РОДНОЙ ЯЗЫК» Начальное общее образование, 1-4 классы (ФГОС НОО) Ирбит 2021 2 1. Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Родной язык» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Родной язык» опыт специфической для данной предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира. Планируемые личностные результаты Освоение учебного предмета «Родной язык» обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов начального общего образования: 1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения; 6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства; 8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Планируемые метапредметные результаты Освоение учебного предмета «Родной язык» обеспечивает достижение учащимися следующих метапредметных результатов начального общего образования: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык»; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Планируемые предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего образования (1-4 класс) школьники приобретают следующие предметные результаты: 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 4 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2. Содержание учебного предмета «Родной язык» Фонетика и графика. Осознание обучающимися количественного соотношения букв и звуков в русском языке превосходящее количество гласных букв над гласными звуками и согласных звуков над согласными буквами – и причин этого несоответствия. Орфоэпия. Расширение представлений о нормах произношения современного русского литературного языка. Состав слова. Понятие о словообразовании как разделе науки о языке. Лексика. Многозначные слова и омонимы. Использование толкового словаря для определения значения многозначного слова и омонимов. Отличие многозначных слов от омонимов. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, фразеологизмы. Морфология. Использование глагольного времени в переносном значении. Синтаксис. Составление и употребление в речи простого, сложносочиненного и сложноподчиненного предложения с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Орфография и пунктуация. Трудные вопросы правописания безударных личных окончаний глаголов. Знаки препинания в сложном предложении. Развитие речи. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Составление текстов заданной композиционной структуры. Восстановление деформированного текста с опорой на знание композиции средств межфразовой связи. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1 класс Раздел Русский язык: прошлое и настоящее. Язык в действии. Тема урока Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Как называлось то, во что одевались в старину. Как нельзя произносить слова. Смыслоразличительная роль ударения. Кол-во часов 1 1 1 Формы диагности ки и контроля 5 Секреты речи и текста. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге. Цели и виды вопросов. 1 1 1 1 1 1 2 класс Раздел Русский язык: прошлое и настоящее. Язык в действии. Секреты речи и текста. 3 класс Раздел Русский язык: прошлое и настоящее. Тема урока Слова, называющие игры, забавы, игрушки. Слова, называющие предметы традиционного русского быта Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований. Колво часов Формы диагностики и контроля 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема урока Кол-во Формы часов диагностики и контроля Слова, связанные с особенностями мировосприятия и 1 отношений между людьми. Слова, называющие природные явления и растения. Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. 1 1 6 Язык в действии. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка. Специфика грамматических категорий русского языка. Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Секреты речи и Создание текстов - повествований. текста. Создание текстов-рассуждений. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов. 4 класс Раздел Русский язык: прошлое и настоящее. Тема урока Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями. Русские традиционные эпитеты. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Язык в действии. Как правильно произносить слова. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. История возникновения и функции знаков препинания. Секреты речи и Информативная функция заголовков. Типы текста. заголовков. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. 1 1 1 1 1 1 Кол-во Формы часов диагностики и контроля 1 1 1 1 1 1 1 1 1