Муниципальное автономное общеобразовательное з^реждение Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 9» ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАОУ «Школа №9» Протокол № 1 от 30.08.2023 г ВЕРЖДЕНО: .ирекхрр Гу^ДОУ «Школа №9» Приказ № 111/2-ОД 31.08.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о посещении семей обучающихся и проведении обследования условий жизни несовершеннолетних обучающихся и их семей в МАОУ «Школа №9», подведомственной Управлению образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Семейным кодексом Российской Федерации, с разделом II Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2020 г. № 188-ПП «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении», а также на основании п. 1.4. Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Ирбита от 15 марта 2023 года № 9-1 и определяет процедуру посещения семей обучающихся МАОУ «Школа №9» и проведения обследования условий жизни несовершеннолетних и их семей. 1.2. Посещение семей обучающихся проводится в целях обеспечения единого подхода к защите прав и законных интересов несовершеннолетних и решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в целях раннего выявления социально-опасного положения несовершеннолетних. 2. Основные задачи: 2.1. Вьывление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказание им необходимой помощи. 2.2. Обеспечение единого подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, проживающих в опекунских семьях. 1 2.3. Выявление подростков негативной направленности, принятие мер по предупреждению их противоправного поведения. 2.4. Профилактика безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий таковых деяний. 2.5. Контроль организации досуга несовершеннолетних во внеурочное и каникулярное время. 2.6. Выявление семей, находящихся на этапе раннего семейного неблагоползшия. 2.7. Вьывление обстоятельств, свидетельствующих об уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Принятие к ним мер на основании выявленных фактов. 3. Ответственность за плановое ежегодное посещение семей обучающихся возложить на классных руководителей. 4. Посещение семей обучающихся проводится один раз на уровне обучения, а также по мере необходимости. При смене классного руководителя обучающиеся всего класса посещаются повторно. Обучающиеся, состоящие на различных видах профилактического учета, находящиеся в социально-опасном положении, «группе риска» посещаются по мере необходимости, но не реже 3-4 раз за текущий учебный год. 2. Процедура посещения 2.1. Совместные выходы в семьи осуществляются комиссией, в состав которой МОГ5ГГ входить администрация образовательной организации, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель и другие субъекты системы профилактики. Индивидуальные посещения семей организуются классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом. 2.2. Основанием для посещения семьи и проведения обследования являются запланированные мероприятия в рамках проведения воспитательной и профилактической работы с обучающимися и их родителями (законньми представителями). Для посещения семей обучающихся составляется график, с которым родители (законные представители) знакомятся заранее под подпись. О намеченном визите семьи об}шающегося необходимо предупреждать родителей (законных представителей) и обучающегося за 1-3 дня до выхода в семью. 2.3. Внеплановые посещения обучающихся осуществляются в следующих случаях: - непосещение школы или систематические пропуски занятий обучающимся без уважительных причин (суммарно 5 дней за календарный месяц); - внешний вид обучающего, обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии надлежащего родительского ухода за ребенком; - полученная информация, устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о фактах семейного неблагополучия или выявления безнадзорных детей, правонарушителей; - выявленные факты жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) ребенка. Внеплановые посещения могут проводиться совместно с другими субъектами системы профилактики. 2.4. В слзшаях, если родители (законные представили) препятствуют посещению семьи, то согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации педагоги не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Результаты данного посещения фиксируются в информационной справке и передаются в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 6 по городу Ирбиту. 2.5. При проведении обследования выявляются: - уровень обеспечения основных потребностей ребенка: состояние здоровья, внешний вид, социальная адаптация, воспитание и образование, обеспечение безопасности, удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка; - семейное окружение ребенка: состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; отношенрш, сложившиеся между членами семьи, их характер; - жилищно-бытовые условия, структура доходов семьи; - наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию (Приложение № 3). 2.6. В ходе обследования могзгг использоваться такие формы получения сведений как: беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов и рабочего и спального места ребенка, учебных и творческих работ ребенка и другие (Приложение № 3). При проведении обследования обеспечивается обязательная конфиденциальность персональных данных граждан. 2.7. По результатам обследования составляется Информационная справка об обследовании условий жизни несовершеннолетнего обучающегося и его семьи (Приложение № 1), содержащая: - оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств; - выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию; - выводы о наличии обстоятельств, свидетельств}пощих об отсутствии родительского попечения над ребенком; - рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка. 2.8. При вьывлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсзггствии родительского попечения над ребенком и опасности, угрожающей жизни и здоровью несовершеннолетнего, фактах семейного неблагополучия, школа в течение 1 рабочего дня, следующего за днем проведения обследования, вносит данные в Журнал регистрации сообщений о вьывлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и законньк интересов несовершеннолетних (Приложение № 1 к постановлению Правительства Свердловской области от 2 апреля 2020 года № 188-ПП), сообщает о вьывленных фактах в соответствующие субъекты системы профилактики (Территориальная комиссия города Ирбита по делам несовершеннолетних и защите их прав. Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 6 по городу Ирбиту, Межмутниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ирбитский», Управление образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области), направляет копию Информационной справки об обследовании условий жизни несовершеннолетнего обучающегося и его семьи и карту несовершеннолетнего/семьи, находящихся в социально-опасном положении для решенры правовых проблем несовершеннолетнего, приьытия мер к родителям (законным представителям) в соответствии с Приложением № 2, 3 к постановлению Правительства Свердловской области от 2 апреля 2020 года № 188-ПП. Приложение № 1 к Положению о посещении семей обучающихся и проведении обследования условий жизни несовершеннолетних обучающихся и их семей в МАОУ «Школа №9», подведомственной Управлению образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области Форма Информационная справка об обследовании условий жизни несовершеннолетнего обучающегося и его семьи Дата обследования «_ 20 г. Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего обучающегося: (фамилия, имя, отчество, дата рождения) Причина посещения; плановое / внеплановое 1. Сведения о родителях ребенка. 1.1. Мать ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, возраст) Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; иные сведения) Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) 1.2. О тец . (фамилия, имя, отчество, возраст) Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы) Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, ухор,е, одежде, предоставлении медицинской помощи) 1.3. Родители в зарегистрированном совместно/раздельно__ 2. Сведения о ребенке. браке состоят/не состоят; проживают 2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развитР1я и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком)_____________________________ 2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка) 2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.) 2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды)______________________________________________________________________________ 2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, огню, риск нанесения ребенку вреда, как в домашних условиях, так и вне дом а)___________________________________________________________ 2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка. 3. Семейное окружение. ФИО, возраст Степень родства с ребенком Проживает постоянно/временно/ не проживает Участвует / не Зшаствует в воспитании и содержании ребенка 3.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)_________________________________________________________ 3.3. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами и т.д .)_____________________________________________________ 3.4. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие ли ца)_________________________________________________________ 4. Жилищно-бытовые условия. 4.1. Жилье (квартира, собственный дом), состояние (в нормальном состоянии, ветхий, аварийный); количество комнат (просторность и прочее) 4.2. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление) 4.3. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)______________________________________________________________ 4.4. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т .д .)_______________________________________________ 5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам сем ьи____________________________________________________ 6. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятств}чощие его нормальному воспитанию и развитию ____________________________________________ (имеются / отсутствуют) 6 . 1 . ____________________________________________________________________________________________________________________ 6 .2 . ______________________________________________________________________________ 6 .3 ._______________________________________________________________________ . и Т.Д. 7. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского ухода над ребенком (имеются/'отсутствуют) 7 .1 . ________________________________ 7 .2 . ________________________________ 7 .3 . ________________________________ 8. Дополнительные данные обследования. .и Т.Д. 9. Выводы. 9.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка. (фамилия, инициалы ребенка) (отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи) 9.2. Родительский уход и забота за ребенком________________________________________ (фамилия, инициалы ребенка) (имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя) 9.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого педагогическая, медицинская, материальная и т.д .)____________________________________ 9.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психологическая, медицинская, материальная и т.д .)____________________________________________________ 9.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь) 10. ФИО, должность, подписи лиц, проводивших обследование; Приложение № 2 к Положению о посещении семей обучающихся и проведении обследования условий жизни несовершеьшолетних обучающихся и их семей в МАОУ «Школа №9», подведомственной Управлению образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области Отчетная форма Сведения о посещении классными руководителями (иными педагогами) семей обз^ающихся Наименование образовательной организации Итого Количество обучающихся вО О Класс Фамилия Имя Отчество классного руководителя Количество об)Л1ающихся в классе Из них посещений на дому Выявлены ли какие-то факторы семьи, находящейся в СОИ или группе риска Передана ли информации о выявленных фактах в другие субъекты (куда и когда) Приложение № 3 к Положению о посещении семей обучающихся и проведении обследования условий жизни несовершеннолетних обучающихся и их семей в МАОУ «Школа №9», подведомственной Управлению образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области Памятка по посещению семьи обучающего на дому В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Посещение - одна из них. Здесь педагог знакомится с условиями жизни своего ученика. Из бесед с родителями и другими членами семьи он получает представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими и младшими членами семьи. Учитель дает советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирует их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде. Технология домашнего визита: 1. Провести предварительную работу, изучить имеющиеся о ребенке материалы: диагностические данные, побеседовать другими педагогами, при необходимости - с другими специалистами (медсестрой, педагогом-психологом и т.д.). В результате этого Вы будет иметь общее представление о семье. 2. Уточнить с родителями день и время домашнего визита. 3. Продумать содержание домашнего визита, составить план: - о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей; - на что обратить особое внимание; - предложить родителям охарактеризовать своего ребенка, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его, каковы его интересы; - по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, подготовившись к ней; - по необходимости обзшить родителей каким-либо конкретным умениям (например, играть с детьми в настольно-печатную игру, как провести беседу с ребенком о прочитанном произведении, о просмотренной детской передаче и т.д.). 4. Провести домашний визит в соответствии с планом. При этом визит не должен длиться более 30-40 минз^г. Проводится он тактично, корректно. 5. После домашнего визита делается соответствующая запись в специальной тетради, составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций, сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребенка; если возникает потребность - обозначить проблемы, провести беседу или консультацию и др. Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи ученика обычно проводится до начала учебного года или в начале первой четверти. При первом посещении ученика надо обратить внимание на следующие вопросы: 1) наличие у ученика учебного места; 2) как содержатся его учебные принадлежности; 3) выполняется ли режим дня; 4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения; 5) какие обязанности в семье вьшолняет ребенок, как помогает родителям по дому и по хозяйству; 6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает; 7) чем и как поощряют зп^еника родители, какая система наказаний есть в семье; 8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку; 9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий; 10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, т)фистические поездки. Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например, ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он совершил недостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.). 10