Положение о посещении семей обучающихся и проведении обследования условий жизни несовершеннолетних обучащихся и из семей

Муниципальное автономное общеобразовательное з^реждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАОУ «Школа №9»
Протокол № 1 от 30.08.2023 г

ВЕРЖДЕНО:
.ирекхрр Гу^ДОУ «Школа №9»
Приказ № 111/2-ОД 31.08.2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о посещении семей обучающихся и проведении обследования условий жизни
несовершеннолетних обучающихся и их семей в МАОУ «Школа №9»,
подведомственной Управлению образованием Городского округа «город Ирбит»
Свердловской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, с п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». Федеральным законом Российской
Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации», Семейным кодексом Российской Федерации, с разделом II Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об
утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений». Постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2020 г. №
188-ПП «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и
учреждений
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся
в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении», а
также на основании п. 1.4. Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав города Ирбита от 15 марта 2023 года № 9-1 и определяет процедуру
посещения семей обучающихся МАОУ «Школа №9» и проведения обследования условий
жизни несовершеннолетних и их семей.
1.2. Посещение семей обучающихся проводится в целях обеспечения единого
подхода к защите прав и законных интересов несовершеннолетних и решению проблем
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в целях
раннего выявления социально-опасного положения несовершеннолетних.
2. Основные задачи:
2.1. Вьывление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказание им
необходимой помощи.
2.2. Обеспечение единого подхода к решению проблем защиты прав и законных
интересов детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, проживающих в
опекунских семьях.
1

2.3. Выявление подростков негативной направленности, принятие мер по
предупреждению их противоправного поведения.
2.4. Профилактика безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий таковых деяний.
2.5. Контроль организации досуга несовершеннолетних во внеурочное и
каникулярное время.
2.6. Выявление семей, находящихся на этапе раннего семейного неблагоползшия.
2.7. Вьывление обстоятельств, свидетельствующих об уклонении родителей от
воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Принятие к ним мер на основании
выявленных фактов.
3. Ответственность за плановое ежегодное посещение семей обучающихся
возложить на классных руководителей.
4. Посещение семей обучающихся проводится один раз на уровне обучения, а
также по мере необходимости. При смене классного руководителя обучающиеся всего
класса посещаются повторно. Обучающиеся, состоящие на различных видах
профилактического учета, находящиеся в социально-опасном положении, «группе риска»
посещаются по мере необходимости, но не реже 3-4 раз за текущий учебный год.

2. Процедура посещения
2.1. Совместные выходы в семьи осуществляются комиссией, в состав которой
МОГ5ГГ входить администрация образовательной организации, социальный педагог,
педагог-психолог, классный руководитель и другие субъекты системы профилактики.
Индивидуальные посещения семей организуются классным руководителем,
социальным педагогом, педагогом-психологом.
2.2. Основанием для посещения семьи и проведения обследования являются
запланированные мероприятия в рамках проведения воспитательной и профилактической
работы с обучающимися и их родителями (законньми представителями).
Для посещения семей обучающихся составляется график, с которым родители
(законные представители) знакомятся заранее под подпись.
О намеченном визите семьи об}шающегося необходимо предупреждать родителей
(законных представителей) и обучающегося за 1-3 дня до выхода в семью.
2.3. Внеплановые посещения обучающихся осуществляются в следующих случаях:
- непосещение школы или систематические пропуски занятий обучающимся без
уважительных причин (суммарно 5 дней за календарный месяц);
- внешний вид обучающего, обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии
надлежащего родительского ухода за ребенком;
- полученная информация, устные и письменные обращения юридических и
физических лиц, содержащие сведения о фактах семейного неблагополучия или
выявления безнадзорных детей, правонарушителей;
- выявленные факты жестокого обращения с детьми со стороны родителей
(законных представителей) ребенка.
Внеплановые посещения могут проводиться совместно с другими субъектами
системы профилактики.
2.4. В слзшаях, если родители (законные представили) препятствуют посещению
семьи, то согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации педагоги не вправе
проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Результаты данного
посещения фиксируются в информационной справке и передаются в Управление
социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 6 по
городу Ирбиту.
2.5. При проведении обследования выявляются:

- уровень обеспечения основных потребностей ребенка: состояние здоровья,
внешний вид, социальная адаптация, воспитание и образование, обеспечение
безопасности, удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка;
- семейное окружение ребенка: состав семьи, кто фактически осуществляет уход и
надзор за ребенком; отношенрш, сложившиеся между членами семьи, их характер;
- жилищно-бытовые условия, структура доходов семьи;
- наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его
физическому и нравственному развитию (Приложение № 3).
2.6. В ходе обследования могзгг использоваться такие формы получения сведений
как: беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц,
располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в
быту, наблюдение, изучение документов и рабочего и спального места ребенка, учебных и
творческих работ ребенка и другие (Приложение № 3).
При проведении обследования обеспечивается обязательная конфиденциальность
персональных данных граждан.
2.7. По результатам обследования составляется Информационная справка об
обследовании условий жизни несовершеннолетнего обучающегося и его семьи
(Приложение № 1), содержащая:
- оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;
- выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка
либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
- выводы о наличии обстоятельств, свидетельств}пощих об отсутствии
родительского попечения над ребенком;
- рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
2.8.
При
вьывлении
по
результатам
обследования
обстоятельств,
свидетельствующих об отсзггствии родительского попечения над ребенком и опасности,
угрожающей жизни и здоровью несовершеннолетнего, фактах семейного неблагополучия,
школа в течение 1 рабочего дня, следующего за днем проведения обследования, вносит
данные в Журнал регистрации сообщений о вьывлении фактов (признаков) нахождения
несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и
законньк интересов несовершеннолетних (Приложение № 1 к постановлению
Правительства Свердловской области от 2 апреля 2020 года № 188-ПП), сообщает о
вьывленных
фактах
в
соответствующие
субъекты
системы
профилактики
(Территориальная комиссия города Ирбита по делам несовершеннолетних и защите их
прав. Управление социальной политики Министерства социальной политики
Свердловской области № 6 по городу Ирбиту, Межмутниципальный отдел Министерства
внутренних дел Российской Федерации «Ирбитский», Управление образованием
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области), направляет копию
Информационной справки об обследовании условий жизни несовершеннолетнего
обучающегося и его семьи и карту несовершеннолетнего/семьи, находящихся в
социально-опасном положении для решенры правовых проблем несовершеннолетнего,
приьытия мер к родителям (законным представителям) в соответствии с Приложением
№ 2, 3 к постановлению Правительства Свердловской области от 2 апреля 2020 года №
188-ПП.

Приложение № 1
к Положению о посещении семей обучающихся
и проведении обследования условий жизни
несовершеннолетних обучающихся и их семей
в МАОУ «Школа №9», подведомственной
Управлению образованием Городского округа
«город Ирбит» Свердловской области
Форма

Информационная справка об обследовании условий жизни
несовершеннолетнего обучающегося и его семьи
Дата обследования «_

20

г.

Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего обучающегося:
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)

Причина посещения; плановое / внеплановое
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, возраст)

Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место
работы, контактные телефоны; режим и характер работы; иные сведения)

Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно
с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую
помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка,
способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе,
одежде, предоставлении медицинской помощи)

1.2. О тец .
(фамилия, имя, отчество, возраст)

Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место
работы, контактные телефоны; режим и характер работы)

Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с
ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую
помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка,
способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, ухор,е,
одежде, предоставлении медицинской помощи)

1.3.
Родители в зарегистрированном
совместно/раздельно__
2. Сведения о ребенке.

браке

состоят/не

состоят;

проживают

2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развитР1я и его
соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в
медицинском
обслуживании,
лекарственном
обеспечении;
наличие
признаков
физического и (или) психического насилия над ребенком)_____________________________

2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и
состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка)

2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков
самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями
развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.)

2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение
образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования
детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка
(режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям),
организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей
среды)______________________________________________________________________________

2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту,
медикаментам, электроприборам, огню, риск нанесения ребенку вреда, как в домашних
условиях, так и вне дом а)___________________________________________________________

2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

3. Семейное окружение.

ФИО,
возраст

Степень родства с
ребенком

Проживает
постоянно/временно/
не проживает

Участвует / не
Зшаствует в
воспитании и
содержании ребенка

3.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности общения с
детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад
жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи
ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками,
педагогами, воспитателями)_________________________________________________________

3.3. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со
сверстниками, педагогами и т.д .)_____________________________________________________

3.4. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены
семьи, соседи, другие ли ца)_________________________________________________________

4. Жилищно-бытовые условия.
4.1. Жилье (квартира, собственный дом), состояние (в нормальном состоянии, ветхий,
аварийный); количество комнат (просторность и прочее)

4.2. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление)

4.3. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное,
неудовлетворительное)______________________________________________________________
4.4. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для
сна, игр, занятий, игрушек, книг и т .д .)_______________________________________________

5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из
родителей и другим членам сем ьи____________________________________________________

6. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятств}чощие
его нормальному воспитанию и развитию ____________________________________________
(имеются / отсутствуют)

6 . 1 . ____________________________________________________________________________________________________________________
6 .2 . ______________________________________________________________________________
6 .3 ._______________________________________________________________________
. и Т.Д.
7. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского ухода над ребенком
(имеются/'отсутствуют)

7 .1 . ________________________________
7 .2 . ________________________________
7 .3 . ________________________________
8. Дополнительные данные обследования.

.и

Т.Д.

9. Выводы.
9.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка.
(фамилия, инициалы ребенка)
(отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи)
9.2. Родительский уход и забота за ребенком________________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)

(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя)
9.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого­
педагогическая, медицинская, материальная и т.д .)____________________________________

9.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психологическая,
медицинская, материальная и т.д .)____________________________________________________

9.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и иной
помощи
с
указанием
органов
и
организаций,
оказывающих
помощь)

10.

ФИО,

должность,

подписи

лиц,

проводивших

обследование;

Приложение № 2
к Положению о посещении семей обучающихся
и проведении обследования условий жизни
несовершеьшолетних обучающихся и их семей
в МАОУ «Школа №9», подведомственной
Управлению образованием Городского округа
«город Ирбит» Свердловской области

Отчетная форма
Сведения о посещении классными руководителями
(иными педагогами) семей обз^ающихся

Наименование
образовательной
организации

Итого

Количество
обучающихся
вО О

Класс

Фамилия Имя
Отчество
классного
руководителя

Количество
об)Л1ающихся
в классе

Из них
посещений
на дому

Выявлены ли какие-то
факторы семьи,
находящейся в СОИ
или группе риска

Передана ли
информации о
выявленных фактах
в другие субъекты
(куда и когда)

Приложение № 3
к Положению о посещении семей обучающихся
и проведении обследования условий жизни
несовершеннолетних обучающихся и их семей
в МАОУ «Школа №9», подведомственной
Управлению образованием Городского округа
«город Ирбит» Свердловской области

Памятка по посещению семьи обучающего на дому
В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы.
Посещение - одна из них. Здесь педагог знакомится с условиями жизни своего ученика.
Из бесед с родителями и другими членами семьи он получает представление о характере
ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими и
младшими членами семьи. Учитель дает советы родителям по организации выполнения их
детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирует их об
успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде.

Технология домашнего визита:
1. Провести предварительную работу, изучить имеющиеся о ребенке материалы:
диагностические данные, побеседовать другими педагогами, при необходимости - с
другими специалистами (медсестрой, педагогом-психологом и т.д.). В результате этого
Вы будет иметь общее представление о семье.
2. Уточнить с родителями день и время домашнего визита.
3. Продумать содержание домашнего визита, составить план:
- о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей;
- на что обратить особое внимание;
- предложить родителям охарактеризовать своего ребенка, чтобы узнать, как они
понимают и воспринимают его, каковы его интересы;
- по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую
консультацию, подготовившись к ней;
- по необходимости обзшить родителей каким-либо конкретным умениям
(например, играть с детьми в настольно-печатную игру, как провести беседу с ребенком о
прочитанном произведении, о просмотренной детской передаче и т.д.).
4. Провести домашний визит в соответствии с планом. При этом визит не должен
длиться более 30-40 минз^г. Проводится он тактично, корректно.
5. После домашнего визита делается соответствующая запись в специальной
тетради,
составляется
акт
обследования
условий
жизни
и
воспитания
несовершеннолетнего.
При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение
ранее предложенных рекомендаций, сообщить информацию об успехах в развитии и
воспитании ребенка; если возникает потребность - обозначить проблемы, провести беседу
или консультацию и др.
Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение
семьи ученика обычно проводится до начала учебного года или в начале первой четверти.
При первом посещении ученика надо обратить внимание на следующие вопросы:
1) наличие у ученика учебного места;
2) как содержатся его учебные принадлежности;
3) выполняется ли режим дня;
4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;
5) какие обязанности в семье вьшолняет ребенок, как помогает родителям по дому
и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;
7) чем и как поощряют зп^еника родители, какая система наказаний есть в семье;
8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку;
9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних
заданий;
10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки,
экскурсии, т)фистические поездки.
Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например,
ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он
совершил недостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому
учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем
использует его при проведении других форм работы (родительских собраний,
конференций, диспутов и др.).

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».